Правовые основы государственной политики в области охраны
окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение
социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды,
биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он
регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием
на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном
шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым
законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство
Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности, рационального природопользования определены в
следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
С 1 января 1997 г. действует Уголовный
кодекс Российской Федерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы
экологических преступлений.
По А.М.Воронцову (1999), экологическое преступление — это
предусмотренное законом и запрещенное им под угрозой наказания виновного
общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на
окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых
обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую
безопасность населения и территорий. Оно состоит в непосредственном
противоправном использовании природных объектов (или в противоправном
воздействии на них) как социальной ценности, приводящем к негативным
изменениям состояния и качества окружающей среды.
Экологическая криминалистика — наука,
исследующая закономерности преступного нарушения экологической безопасности
личности, общества и государства, механизмы отражения преступного поведения в
источниках информации, оптимальные пути раскрытия, расследования и
предупреждения Экологических преступлений, а также средства и методы указанной
деятельности с целью обеспечения надлежащего применения процессуально-материальных
правовых норм.
Основные отличия экологической криминалистики следующие:
виктимологическое — жертва не провоцирует
преступление, она коллективна, анонимна; воздействие преступления может быть
весьма отдаленным во времени (химический канцерогенез занимает до 10 — 20
лет);
трасологическое — материальные следы
преступления не локальны, а распространены по протяженным территориям и
акваториям, эффекты трансграничного переноса требуют подключения механизмов
международного права (единственная область криминалистики, где применимы
спутниковые методы наблюдения — это экологическая криминалистика);
по степени латентности — доля скрытой
экологической преступности гипертрофированна и достигает в России 97 —99 %.
С 1 июля 2002 г.
на территории Российской Федерации вступил в действие новый Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях. Задачами законодательства об
административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и
свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной
нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления
государственной власти, общественных порядка и безопасности, собственности,
защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества
и государства от административных правонарушений, а также предупреждение таких
правонарушений. Вопросы защиты окружающей среды затронуты в гл. 7
«Административные нарушения в области охраны собственности» и гл. 8
«Административные правонарушения в области охраны окружающей
природной среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Согласно Конституции Российской Федерации в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
природопользование, охрана окружающей природной среды и обеспечение
экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей
природной среды. По предметам совместного ведения должны издаваться федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты
субъектов федерации.
Образованную в соответствии с требованиями Конституции Российской
Федерации систему законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны
окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и
рационального природопользования показывает табл. 1.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные
нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам.
В целях унификации банков
данных правовой информации и обеспечения автоматизированного обмена ею между
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Феде
|