ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
В современных
экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является
предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и
лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании
доступной им отчетно-учетной информации они стремятся оценить финансовое
положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый
анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения
анализируемого объекта, а затем по его результатам принять обоснованные
решения. Финансовый анализ в зависимости от классификации пользователей и их
целей можно разделить на внутренний и внешний. Соответственно широкий круг
пользователей финансово-экономической информации условно подразделяется на две
основные группы: внутренние и внешние (рис. 1).
Рис. 1. Финансовая
отчетность и анализ финансового состояния предприятия
К внутренним
пользователям относится управленческий персонал предприятия – руководители
организации, работники ее финансовых и экономических служб, менеджеры, т.е.
субъекты, напрямую заинтересованные в результатах бизнеса. Используя данные
внутреннего (управленческого) и внешнего (финансового) анализа, они принимают
оперативные и стратегические управленческие решения, осуществляя функции
планирования, контроля, координации технологических процессов снабжения,
производства, сбыта и т.д. Например, на базе отчетности составляется финансовый
план предприятия на следующий год, принимаются решения об увеличении или
уменьшении объема реализации, ценах продаваемых товаров, направлениях
инвестирования ресурсов предприятия, целесообразности привлечения кредитов и
другого. Очевидно, что для принятия таких решений требуется полная,
своевременная и точная информация, поскольку в противном случае предприятие
может понести большие убытки и даже обанкротиться.
Внешние пользователи
ограничены в использовании информации лишь данными официальной финансовой
отчетности, т.е. могут формировать свои выводы о деятельности компании по
показателям стандартизированной публичной отчетности, регулируемой
законодательством. Среди внешних пользователей финансовой отчетности
выделяются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно
заинтересованные в деятельности в компании; пользователи, косвенно
заинтересованные в ней.
К первой группе
относятся:
1) нынешние и
потенциальные собственники предприятия, которым необходимо определить
увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность
использования ресурсов руководством компании;
2) нынешние и
потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности
представления или продления кредита, определения условий кредитования,
определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к
клиенту;
3) поставщики и
покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
4) государство, прежде
всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления
отчетных документов, расчета налогов, определяют политику;
Бороненкова
С.А. Экономический управленческий анализ: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во
Урал. гос. экон. ун-та, 2008.- С. 152.
|