Глава 1. Теоретические основы лизинговых
отношений
1.1 Понятие и классификация сделок
международного лизинга
Прежде чем подробнее разобрать основные формы лизинговых соглашений,
используемых при международных сделках, следует оценить отдельные моменты,
характеризующие специфику лизинговых схем.
Во-первых, следует учитывать соответствующие интересы сторон,
участвующих в лизинговой сделке. Лизингополучателя прежде всего интересует
возможность свободно использовать лизинговое оборудование без каких-либо
ограничений в его обычной деловой практике. Лизингодатель, с другой стороны,
стремится максимально защитить возврат собственных инвестиций. Эти целевые
различия наиболее четко проявляются при оперативных лизинговых сделках, по
окончании срока которых инвестиционные затраты Лизингодателя возмещаются не
полностью, а период расчетного полезного использования оборудования остается
достаточно большим. В этом случае Лизингодатель уже не является простым
финансовым посредником, и помимо кредитной надежности Лизингополучателя не
менее важными для него вопросами являются должный возврат лизингового имущества
и его последующее размещение на рынке. Даже в случае финансового лизинга, когда
Лизингодатель практически полностью возмещает собственные инвестиции, он
заинтересован в сохранении стоимости лизингового имущества, чтобы на случай
несостоятельности должника он мог бы изъять и реализовать свою собственность.
Дополнительно интересы сторон подвергаются воздействию
соответствующих обязательств, которые предусматриваются конкретным лизинговым
соглашением. Многие Лизингодатели осуществляют приобретение оборудования,
выступая в роли экономического собственника, и обеспечивают возврат своих
инвестиций через многократный лизинг на краткосрочных условиях. Подобные
собственники очень часто обеспечивают полное обслуживание передаваемого в
лизинг оборудования. Например, многие собственники морских судов принимают на
себя обязательства по полному обслуживанию и управлению на основе лизинга в
форме чартерных соглашений. Другие Лизингодатели оставляют функции по
обслуживанию и управлению имуществом в ведении Лизингополучателя. Очень часто
поставки авиационной техники через лизинговые схемы осуществляются на условиях,
при которых авиакомпания осуществляет полное техническое обслуживание и операционное
управление лизинговым оборудованием.
Другой важной особенностью является то, что в крупных международных
лизинговых сделках как минимум присутствует третья сторона, чей интерес может
быть охарактеризован как финансовое посредничество. Этот интерес может
проявляться в двух основных формах. Финансовая организация может кредитовать
Лизингодателя, гарантируя свой заем залогом лизингового оборудования и
переуступкой лизинговых платежей, или финансовый посредник может действовать
как Лизингодатель, получая при этом прямой доступ к лизинговому кредиту и
стоимости лизингового актива.
В последнем случае с коммерческой точки зрения речь идет о
финансовой структуре, организованной по лизинговой схеме, которая
характеризуется таким экономическим понятием, как "финансовый
лизинг". Интерес Лизингополучателя заключается в организации схемы
финансирования приобретения требуемого оборудования. Основные преимущества
данной схемы могут состоять в следующем:
- Лизингодатель может использовать налоговые льготы с целью снижения
для Лизингополучателя стоимости финансирования;
- структура лизинговой схемы может обеспечить 100%-ный уровень
финансирования стоимости лизингового актива;
- для Лизингополучателя возможен забалансовый учет лизинговой
сделки;
- арендные платежи могут быть структурированы под денежный поток
Лизингополучателя;
- обход ограничительных условий существующих кредитных соглашений
Лизингополучателя и возможность диверсификации или сохранения альтернативных
источников финансирования.
Финансовый лизинг представляет собой достаточно емкий рынок и
является предметом регулирования Конвенции по международному финансовому
лизингу, разработанной под эгидой ЮНИДРУА. Данная Конвенция предназначена для
регулирования сделок финансового лизинга, удовлетворяющих трем характеристикам.
Во-первых, Лизингополучатель самостоятельно выбирает оборудование и поставщика,
не полагаясь на компетенцию и мнение Лизингодателя. Во-вторых, Лизингодатель
приобретает оборудование исключительно в целях его последующего лизинга, и,
в-третьих, лизинговые платежи должны быть рассчитаны с учетом амортизации всей
или существенной части стоимости оборудования.
|