1 Сущность, особенности и роль малого
предпринимательства в экономике
1.1 Сущность и критерии предприятий малого
бизнеса
Критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к субъектам
малого предпринимательства, имеют большое значение, потому что малые
предприятия могут осуществлять различные виды деятельности – от розничной
торговли до научных разработок в сфере высоких технологий. В мировой практике
на субъекты малого предпринимательства после присвоения им соответствующего
статуса распространяются меры государственной поддержки в виде создания для них
более выгодных по сравнению с другими организациями условий налогообложения.
Аналогичные критерии используются для осуществления различных стимулирующих
мероприятий: принятия на государственном уровне льготных программ кредитования,
формирования специальных фондов поддержки и т.д.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации[1]» от
14.06.1995 №88-ФЗ (далее – Закон №88-ФЗ) определяющим критерием для целей
государственного регулирования деятельности субъектов малого
предпринимательства признается прежде всего численность занятых на предприятии
работников. Что же касается налогообложения, то к малым предприятиям
применяется комплексный подход, и используется сочетание нескольких
количественных показателей (объем дохода, размер основных средств, определенная
организационно-правовая форма и т.д.).
В соответствии со ст. 3 Закона №88-ФЗ под субъектами малого
предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале
которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных
фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и
в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает
следующих предельных уровней:
- в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30
человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности
– 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Перечень критериев отнесения юридических лиц (индивидуальных
предпринимателей без образования юридического лица) к субъектам малого
предпринимательства, содержащийся в ст. 3 Закона №88-ФЗ, нельзя признать,
во-первых, исчерпывающим (для применения мер налогового стимулирования
необходимо соответствовать еще и условиям, зафиксированным в соответствующих
главах Налогового кодекса Российской Федерации[2] (далее
– НК РФ)), во-вторых, единственно возможным (что подтверждается примером, когда
для реализации норм трудового законодательства для субъектов малого
предпринимательства допустимой признана иная численность работников
предприятия, чем установленная специальным нормативным актом – Законом №88-ФЗ).
Нельзя говорить об эффективном развитии субъектов малого
предпринимательства, если их регулирование будет осуществляться путем издания
законов и иных нормативных правовых актов, которые не совпадают по времени и
содержанию, не позволяя тем самым воспользоваться совокупностью всех
провозглашенных государством мер поддержки, имеющих налоговую и неналоговую
направленность. По мнению Есиповой М.С.[3], выход
из сложившейся ситуации не состоит в тотальной кодификации нормативных правовых
актов, регулирующих правовое положение субъектов малого предпринимательства;
напротив, используемый во многих правовых системах количественный подход при
отнесении предприятий к числу малых удобен в рамках процедуры предоставления
помощи, однако бесполезен в достижении определенных социальных и экономических
результатов, так как количество занятых не дает полной картины о
конкурентоспособности и финансовом потенциале предприятий.
Экономическая теория под малым предпринимательством, в противовес
крупному, понимает обычно такую форму предпринимательства, которая отличается
соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом
предпринимательстве владелец фирмы, как правило, не только вкладывает
собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и
лично осуществляет руководство всеми основными процессами: маркетингом,
привлечением средств и инвестированием, осуществление сделок и взаиморасчетов,
наймом и увольнением работников и т.д. Он несет все риски и разоряется в случае
неудачи. Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха.
Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:
- особенностями современного этапа развития научно-технического
прогресса, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного
функционирования малого бизнеса.
- дифференциацией потребительского спроса в условиях роста доходов
населения и роста сферы обслуживания.
Преимущества малого бизнеса заключается в гибкости, высокой
адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, в реакции на
изменение потребительского спроса и т.д.
Роль малого бизнеса в экономике значительна. Он связывает экономику
в единое целое и образует фундамент ее развития.
Во
первых, это обусловлено тем, что
|