Когда
создаётся предприятие, его владельца волнует, прежде всего, доходность, т.е.
чтобы прибыль организации покрывала затраты. Чем больше прибыль, тем
эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения
производственной деятельности предприятия.
Ввиду
того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна на такие
важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно)
очень большое число различных факторов. Причем если влияние одних факторов
буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих
других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может, только тот человек,
который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Необходимо
отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами,
отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они
обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового
состояния предприятия.
Рентабельным
считается предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных
условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию изготовленную данным
предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно
следить за финансовым положением, правильно организовывать
производственнуюдеятельность и прослеживать экономические показатели.
В экономическом
анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими
показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако
значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать
мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с
тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности
предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может
быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими
вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности
работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной,
финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают
показатели рентабельности (или доходности).
В экономической
литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его
определений звучит следующим образом: рентабельность (отнем. rentabel –
доходный, прибыльный) − это показатель экономической эффективности производства
на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных,
трудовых и денежных ресурсов.
По мнению других
авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к
сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих
операций или сумме имущества фирмы.Так или иначе, рентабельность представляет
собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода.
Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить
уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или
доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.Более
рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали
выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня
доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером
капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность
является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности
предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления
предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня
доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых
управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из
критериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить
долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать
достаточную прибыль наинвестиции. Для долгосрочных кредиторовинвесторов,
вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель
является более надежным индикатором, чем показатели финансовой
Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Самойлова С.С. –
М.: Финансы, 2009. – 118 с.
Анализ
финансово-хозяйственной деятельности / Под ред. Ундрицова А.М. – М.: Дашков и К, 2009. – 410 с.
|