1. Теоретическая
часть
1.1.
Особенности
рынка ресторанных услуг
В системе общественного питания рыночные отношения получили наибольшее
развитие и способствуют формированию эффективного механизма удовлетворения
потребностей населения в услугах по организации внедомашнего питания и досуга.
В условиях дореформенного периода развития экономики общественное питание
рассматривалось как отрасль, основной целью которой являлось удовлетворение
потребности населения в услугах по организации питания. Определенной спецификой
советской системы общественного питания являлось одномоментное массовое
обслуживание населения как в общедоступных ресторанах общественного питания,
так и при промышленных ресторанах.
В настоящее время миссия предприятий общественного питания заключается в
удовлетворении персонифицированных потребностей населения не только в услугах
по организации питания, но и по организации досуга и отдыха населения. Меняется
содержание функций, выполняемых общественным питанием. Наряду с
производственной, торговой функциями и функцией организации питания необходимо
выделить такую функцию общественного питания как «организация досуга и
социальных мероприятий населения», так как эффективность, конкурентоспособность
предприятий напрямую зависит от выполнения этой функции.
В связи с рыночными преобразованиями в стране изменилась сущность
общественного питания. Термин «общественное питание» рассматривается как
«отрасль национального хозяйства, специфический вид экономической деятельности
по удовлетворению потребностей населения в сфере внедомашнего питания и
организации досуга путем производства, реализации и организации потребления
продукции собственного производства и покупных товаров, оказания разнообразных
услуг населению с целью получения прибыли» [17.С.44].
Предлагаемая классификация услуг предприятий общественного питания основана
на систематизации различных признаков с учетом современных требований к
услугам, направлена на повышение их качества и интенсивного развития (рис.1.1).
Р
Рис. 1.1. Классификация услуг предприятий общественного питания
Особенности общественного питания обуславливают и
специфические черты услуг в данной сфере. Проведенный анализ позволил
констатировать, что услугам предприятий общественного питания присущи как общие
для всех видов услуг, так и специфические свойства (приложение 1).
На основе комплексного анализа условий и факторов развития предприятий
общественного питания, а также выявленных тенденций трансформации их
экономической структуры, выделены и раскрыты семь этапов эволюции предприятий
общественного питания в России (приложение 2).
При анализе развития общественного питания в историческом разрезе, выявлена
растущая диверсификация форм данного вида деятельности. В результате
общественно-экономических преобразований возникают новые типы предприятий
общественного питания, в то время как другие исчезают.
В настоящее время основным признаком классификации предприятий
общественного питания является тип ресторана. В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание.
Классификация предприятий» основными типами предприятий общественного питания являются:
ресторан, бар, кафе, закусочная, столовая. В результате рыночных преобразований
в экономике России получили развитие новые типы предприятий общественного
питания, адекватные рыночной экономике, которые не нашли отражения в
нормативных документах.
В связи с
этим была уточнена классификация типов предприятий, которая позволяет сгруппировать ресторана общественного
питания по объему и характеру предоставляемых услуг (таблица
|