Себестоимость продукции
относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде
отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний),
их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством
продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования,
расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является
основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы
прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо
знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом
статистического изучения при анализе себестоимости.
Себестоимость продукции
(работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе
производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов,
топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее
производство и реализацию.
В себестоимости
учитываются затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию
(сырье, материалы, топливо, электроэнергия, износ основных средств), издержки,
связанные с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих,
отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является
частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции
для предприятия (фирмы).
Необходимо различать
общую себестоимость всей произведенной продукции – общую сумму затрат,
приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава, и
индивидуальную себестоимость – затраты на производство только
одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при
условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции
одновременно не производится) – и среднюю себестоимость, определяемую делением
общей суммы затрат на количество произведенной продукции.
В практике статистики
различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат:
производственную и полную.
Производственная себестоимость
охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции –
начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием
готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.
Полная себестоимость –
это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная
себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы).
Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку,
транспортировку и рекламу.
Деятельность фирмы связана с
определёнными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких
ресурсов было использовано фирмой. Общая величина затрат, связанных с
производством и продажей продукцией (работ, услуг), называется себестоимостью.
Затраты организации – это
величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в деньгах
[23, с. 47]. В данном определении присутствуют три важных положения:
- затраты определяются количественным и
качественным использованием ресурсов, т.е. отражают, сколько и каких ресурсов
было использовано;
- величина использованных ресурсов
представлена в денежном выражении;
- определение затрат всегда соотносится
с конкретными целями, задачами (производством продукции, функционированием
отдела или другим видом деятельности).
Затраты на
производство – это затраты, обоснованные условиями производства и направленные
на создание полезных ценностей или оказание услуг путем потребления
материальных, трудовых и финансовых ресурсов [23, с. 47].
Организации могут
осуществлять не только производство и сбыт продукции (работ, услуг), но и ряд
других видов деятельности: подготовку кадров, научно-исследовательские работы,
обеспечение социальных потребностей работающих и др.
|