1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.
Предприятие
как субъект внешнеэкономической деятельности
Активный
интерес к внешнеэкономической деятельности (ВЭД) возник у российских
промышленных предприятий после её либерализации, а также в связи со снижением
платежеспособного спроса на внутренних рынках. Последняя причина явилась камнем
преткновения для многих российских промышленных предприятий, поскольку им
грозило сворачивание производства с последующим ростом издержек и утратой
ценовой конкурентоспособности (иногда единственного преимущества). Поиск новых
рынков сбыта за рубежом был одной из немногочисленных альтернатив в сложившейся
ситуации.
В различных
источниках раскрываются разные аспекты внешнеэкономической деятельности. М.
Лапуста, например, под ВЭД понимает, прежде всего, внешнеторговую деятельность.
«Внешнеторговая деятельность - это предпринимательская деятельность в области
международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них
(интеллектуальная собственность)» [23, с. 89]. Дегтярева, Т. Полянова и С.
Саркисов немного расширяют содержание понятия, говоря, что «основными
направлениями внешнеэкономической деятельности возмездного характера являются
внешняя торговля, технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество» [29,
с.9]. В западных источниках, как правило, говорят о международном бизнесе
вообще. Дж. Дэниэлс и Ли Рабеда описывают международный бизнес так:
«Международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые проводятся
двумя или более странами» [25, с.6]. Анализ приведенных определений позволяет
сделать заключение, что большинство авторов трактуют внешнеэкономическую
деятельность как направление коммерческой деятельности, игнорируя ее влияние на
производственный и социальный аспект развития предприятия. Поэтому чаще
организация ВЭД происходит в виде надстройки предприятия ещё одной службой или
подразделения международных операций. Последний способ более характерен для
западного бизнеса, но его развитие имеет совершенно иную качественную основу.
Российское предприятие, как правило, не может рассматривать международный рынок
как просто еще один рынок сбыта в силу качественных различий в развитии
внутренних и международных рынков. Такие качественные различия характерны,
прежде всего, для рынков сложной наукоемкой продукции, в частности, продукции
машиностроения.
Именно в тех
условиях, когда внутренний рынок отстает по своему развитию от мировых рынков,
ВЭД способна оказать наибольшее качественное влияние на развитие предприятия. Вовлеченность
в ВЭД означает увеличение степени экономической свободы в выборе наиболее
эффективных путей для решения важнейших производственных задач. Эта свобода
реализуется в следующих направлениях:
1. Свобода экономического
маневра производственными ресурсами с опорой на широкие возможности мирового
рынка - замена более дорогих компонентов отечественного производства на более
дешевые и качественные, использование лицензий и ноу-хау для снижения издержек
производства, привлечение более дешевой и квалифицированной рабочей силы из-за
рубежа, перенос части производственного аппарата в более благоприятные
зарубежные условия.
2.
Свобода выбора направлений и форм реализации производства
продукции с максимальной прибыльностью для себя как следствие обострения
конкуренции на внутреннем рынке. По мере его насыщения однотипной продукцией
предприятия ищут более благоприятные зарубежные рынки сбыта.
3.
Свобода в выборе производственного партнера, в наибольшей
степени отвечающего экономическим интересам предприятия.
4.
Свобода в выборе путей и возможностей повышения технического
уровня производства продукции, укрепления экспортного потенциала как
закономерного результата участия в международной производственной кооперации.
5.
Участвуя в международной производственной кооперации,
предприятие становиться участником международного воспроизводственного процесса
как единого целого, отдельные части которого тесно взаимосвязаны. Это создает
основу для экономической стабилизации отдельных звеньев воспроизводственной
цепи.
При выходе на внешний рынок предприятие
попадает в условия жесткой международной конкуренции. Успешная работа в этих
условиях возможна лишь при применении современных методов управления. Несмотря
на отсутствие принципиальных различий в работе с внутренними и внешними
рынками, последние накладывают ряд дополнительных требований:
- зарубежные
|