1.
Теоретические основы инвестирования
1.1. Инвестиционная привлекательность компании
Инвестиционная
привлекательность – интегральная характеристика объекта инвестирования
(компании, проекта) с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и
уровня инвестиционных рисков. Не существует единого подхода к оценке
инвестиционной привлекательности компании. Выбирая ту или иную методику,
необходимо оценивать многие факторы, а именно: цели анализа, наличие надежной
информации, специфику бизнеса, компании и т.д. Как правило, компания
оценивается по нескольким критериям. Оценка
инвестиционной привлекательности компании – процесс, основанный во
многом на субъективных оценках и опыте аналитиков, использующих две группы
методов: коэффициентного анализа и факторной оценки инвестиционной
привлекательности. Основной задачей
такой оценки является выявление доходности и риска инвестирования.
Большинство инвесторов стремятся к оптимизации соотношения риск/доходность.
В
процессе оценки рассматриваются следующие факторы, оказывающие влияние на
доходность и риск, связанные с инвестированием капитала:
·
привлекательность
продукции;
·
информационная
привлекательность;
·
кадровая
привлекательность;
·
инновационная
привлекательность;
·
финансовая
привлекательность;
·
территориальная
привлекательность;
·
экологическая
привлекательность;
·
социальная
привлекательность.
На рис. 1.1.
представлена схема идентификации компании как объекта инвестирования.
Рис. 1.1.
Идентификация компании как объекта инвестирования
Привлекательность продукции компании для любого инвестора определяется ее
конкурентоспособностью на рынке – многоаспектной характеристикой, формирующейся
на основе показателей, факторов, предпосылок и конечных критериев: уровня качества продукции и уровня цен на нее в соотнесении с
ценами конкурентов и ценами на товары-заменители, а также уровня диверсификации продукции.
Информационная привлекательность компании определяется ее внешним имиджем, на
который существенно влияют деловые и социальные коммуникации, а также репутация
брендов, которыми владеет компания. Ценность информационной компоненты
инвестиционной привлекательности постоянно возрастает.
Кадровая привлекательность компании характеризуется:
·
деловыми
качествами руководителя и его команды;
·
качеством
кадрового ядра;
·
качеством
обновления персонала в целом.
Обобщающим
критерием инвестиционной привлекательности кадрового ядра компании является удельный вес и динамика роста
количества высококвалифицированных рабочих и специалистов в
промышленно-производственном персонале.
Инновационная привлекательность компании – важная составляющая инвестиционной
привлекательности, так как многие инвесторы связывают перспективы
капиталовложений именно с нововведениями. Она определяется на основе оценки
эффективности среднесрочных и долгосрочных инвестиций в нововведения компании.
Для оценки инновационной привлекательности необходимы:
·
отбор
системы показателей, прямо или косвенно характеризующих инновационную
деятельность компании;
·
дифференцированное
ранжирование компаний на основе группировки выбранных показателей и определение
места по их сумме;
·
выбор
общего критерия для экспресс-анализа.
Финансовая
привлекательность компании – центральное звено инвестиционной
привлекательности. Для любого инвестора она заключается в получении стабильного
экономического эффекта от финансово-хозяйственной деятельности. Если этот
эффект нестабилен, при инвестировании неизбежен финансовый риск. Критерии
финансовой привлекательности – показатели, характеризующие финансовое положение
компании (ликвидность, финансовая устойчивость и платежеспособность) и уровень
ее деловой активности (оборачиваемость активов, рентабельность продукции и
производства).
Три основные группы методик оценки инвестиционной
привлекательности компаний, основанные на анализе коэффициентов:
·
рыночный подход, основанный на анализе внешней информации о компании,
оценивает изменения рыночной стоимости акций компании и величины выплачиваемых
дивидендов. Такой подход является преобладающим у акционеров, позволяя им
рассчитывать эффективность собственных инвестиций в компанию;
·
бухгалтерский подход, основанный на анализе внутренней информации,
использует бухгалтерские данные, такие как прибыль или поток денежных средств.
Такой подход предпочитают бухгалтеры и финансовые специалисты, поскольку
используемые для анализа данные могут быть легко получены из традиционной
отчетности;
·
комбинированный подход, основанный на анализе как внешних,
так и внутренних факторов.
На
рис. 1.2. представлены основные методы
оценки инвестиционной привлекательности компании.
Рис. 1.2. Методы оценки инвестиционной привлекательности компании
|