1 Теоретико-методические аспекты управления
товарными запасами
1.1 Понятие о товарообороте предприятия
Товары в торговой организации относятся к активам, предназначенным
для продажи. Товары являются материально-производственными запасами.
Согласно определению, данному в ПБУ 5/01, товары являются частью
материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от
других юридических или физических лиц и предназначены для продажи.
В общем смысле товарооборот - это обращение товаров, процесс
продвижения их от производителя к потребителю.
Различают товарооборот:
- оптовый - продвижение товаров от производителя в розничную
торговую сеть;
- розничный - доведение товаров непосредственно до потребителей.
В свою очередь, оптовый товарооборот делится на:
- складской оборот - продажа товаров со склада торговому посреднику
(торговой организации или индивидуальному предпринимателю) для дальнейшей
перепродажи или организациям для профессионального использования;
- транзитный оборот - продажа товаров со складов поставщиков, минуя
склады оптовой организации;
- внутрисистемный оборот - отпуск товаров одной базой другим базам
одной и той же оптовой организации.
В торговле выручка определяется как разница между товарооборотом без
вычитаемых налогов и себестоимостью проданных товаров.
Вычитаемые налоги - это те налоги, которые организация должна
начислить к уплате в бюджет. К ним относятся НДС, налог с продаж, экспортные
пошлины, акцизы.
Себестоимостью проданных товаров является их покупная стоимость. В
покупную стоимость включают стоимость товара в ценах поставщика.
Оборот предприятий розничной торговли является одним из основных
показателей экономического и социального развития страны и отдельных регионов.
Он отражает процесс обмена товаров на деньги и представляет собой конечную
стадию в движении товаров. При этом завершается процесс их обращения и товары
переходят в сферу потребления на основе купли-продажи. В этом показателе
находят отражение процессы, происходящие в объеме и структуре потребления
материальных благ. Следовательно, он в определенной мере характеризует уровень
жизни населения.
Оборот предприятий розничной торговли – важный
социально-экономический показатель. Реализация означает возмещение стоимости и
признание покупателями потребительской стоимости товаров. В результате продажи
товаров должны быть возмещены затраты на их производство, а предприятия должны
получить прибыль. Если произведенная продукция не находит своего покупателя, то
предприятие будет иметь убыток со всеми негативными последствиями.
Развитие торгового оборота в соответствии с ростом покупательной
способности населения способствует укреплению денежного обращения страны,
устойчивости национальной валюты. Через налоговую систему и каналы сферы
обращения формируются финансовые ресурсы, направляемые на
социально-экономическое развитие общества.
Оборот предприятий розничной торговли является результатом
взаимодействия спроса и предложения. Спрос на товары и услуги определяется
покупательной способностью населения и уровнем цен. Материальной основой
формирования торгового оборота является производство предметов народного
потребления и объем их импорта.
Развитие частной инициативы в сфере обращения является положительной
тенденцией, позволяет использовать конкурентные преимущества для повышения
качества торгового обслуживания населения.
В
современных условиях на потребительском рынке в качестве продавцов выступает
множество юридических и физических лиц. К ним относят торговые предприятия различных
организационно-правовых форм: ООО, АО, кооперативы, унитарные предприятия,
предприниматели без образования юридического лица. Реализацией продукции
занимаются и сами производители: фабрики и заводы, фермерские и крестьянские
хозяйства, отдельные предприниматели по выпуску предметов народного
|