Глава 1 Теоретические аспекты оценки
эффективности
инвестиций в проект
1.1. Сущность и основные этапы разработки инвестиционного проекта
Термин «бизнес-план» можно понимать в двух
смыслах:
- как комплект документов,
содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса
действий, направленных на ее достижение;
- как сам этот комплекс
действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений),
направленных на достижение сформулированной цели (т.е. как документацию и как
деятельность).
Масштаб (общественная
значимость) бизнес-плана определяется влиянием результатов его реализации
на хотя бы один из (внутренних или внешних) рынков: финансовых, продуктов и
услуг, труда и т.д., а также на экономическую и социальную обстановку.
В
зависимости от значимости (масштаба) бизнес-планы подразделяются:
- на глобальные,
реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или
экологическую ситуацию на Земле;
- народнохозяйственные, реализация которых
существенно влияет на экономическую,
социальную или экологическую ситуацию в стране;
- крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на
экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или
отраслях страны;
- локальные, реализация которых не
оказывает существенного влияния на экономическую ситуацию в регионе и не
изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках .
Подготовка
бизнес-плана – длительный и, как правило, очень дорогостоящий процесс,
состоящий из ряда этапов и стадий.
В
международной практике принято различать три основных этапа этого процесса:
- прединвестиционный этап;
- этап инвестирования;
- этап эксплуатации вновь созданных объектов.
В
справочнике ЮНИДО выделяются четыре последовательные стадии
прединвестиционного этапа:
- поиск инвестиционных
концепций (opportunity studies);
- предварительная
подготовка бизнес-плана (pre-feasibility studies);
- окончательная подготовка
бизнес-плана и оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости
(feasibility studies);
- стадия финального рассмотрения и
приятия по нему решения (final evaluation).
Российская практика оценки эффективности
бизнес-планов предусматривает несколько иные названия стадий разработки
бизнес-планов, что не меняет
логики постадийной их подготовки. Методические
рекомендации по оценке эффективности бизнес-планов и их отбору для
финансирования (утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ,
Госкомпромом России 31 марта 1994
г. N 7-12/47)
Рекомендации основываются на методологии, широко применяемой в
современной международной практике, и согласуются с методами, предложенными
ЮНИДО. В них используются также подходы, выработанные при создании
отечественных методик, в частности, «Методических рекомендаций по комплексной оценке
эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического
прогресса».
Достоинство
постадийного подхода состоит в том, что он обеспечивает возможность
постепенного нарастания усилий и затрат, вкладываемых в подготовку
бизнес-плана.
Действительно,
неотъемлемым элементом каждой из стадий является оценка полученных результатов
и отбор наиболее многообещающих бизнес-планов. Только эти отобранные
бизнес-планы и становятся объектом исследований на следующей стадии, работа
только над ними получает финансирование. Бизнес-планы же, не подтвердившие свою
перспективность, сразу же отвергаются, и это позволяет избежать той крупной
траты денег, которая происходила бы, если бы все концепции доходили до
дорогостоящей стадии окончательной подготовки и тщательной оценки.
Важность
такой фильтрации бизнес-планов будет более понятна, если принять во внимание,
что, по имеющимся оценкам, стоимость работ по окончательной подготовке и оценке
бизнес-плана может достигать для малых бизнес-планов 1-3%, а для крупных -
0,2-1% общей суммы инвестиций.
Поиск
и выбор идей, в которые стоит вложить деньги - задача с множеством вариантов
решений. Поэтому мы попытаемся очертить хотя бы рамки, в которых стоит вести
такой поиск.
Все виды инвестиционной
деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются за счет формируемых ими
инвестиционных ресурсов.
Инвестиционные ресурсы представляют собой все ви
|