Глава 1.
Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1
Содержание дебиторской и кредиторской задолженности. Их значение в управлении
финансовым циклом предприятия
В сфере
коммерческой деятельности предприятия движение финансовых потоков
обеспечивается применяемыми формами расчетов с дебиторами и кредиторами.
Каждое предприятие,
организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и
внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и
подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и
другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и
кредиторами. Внешняя: задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками,
покупателями и заказчиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, банками и
другими кредитными организациями и прочее. Внутренняя: задолженность по
расчетам с персоналом по отплате труда, по прочим операциям, по расчетам с
подотчетными лицами, с учредителями предприятия, внутрихозяйственные и прочие
расчеты.
В
зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны организации или же
по отношению к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность
на дебиторскую и кредиторскую.
Прежде всего,
необходимо дать определение понятию «дебиторская задолженность». В различной
литературе встречаются различные формулировки определения дебиторской
задолженности. Одно из наиболее распространенных определений дебиторской
задолженности - это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм,
а также граждан, являющихся их должниками (дебиторами).
Согласно
определению, приведенному в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре»,
дебиторская задолженность (англ. accounts receivable):
1) это
сумма долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в
результате хозяйственных взаимоотношений между ними;
2) счета,
причитающиеся к получению в связи с поставками по коммерческому кредиту.
В соответствии
с последним определением необходимо четко понимать, что дебиторская
задолженность возникает именно вследствие предоставления коммерческого кредита
покупателям, но как таковая кредитом не является.
Другое
определение дебиторской задолженности - сумма задолженности предприятию,
представленную по финансовым обязательствам юридических или физических лиц по
расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.
Кондраков
Н.П. в своей книге «Бухгалтерский учет» дал похожее определение: «Под
дебиторской задолженностью понимается задолженность других организаций,
работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за
купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет суммы и др.)»
Отметим,
что в бухгалтерском учете, как правило, выделяют два вида дебиторской
задолженности:
1.
Дебиторская задолженность, по которой платеж ожидается более
чем через
двенадцать месяцев:
-
покупатели и заказчики;
- векселя
к получению;
-
задолженность дочерних и зависимых обществ;
- авансы выданные;
- прочие
дебиторы.
2.
Дебиторская задолженность, по которой платеж ожидается менее,
чем через двенадцать месяцев:
-
покупатели и заказчики;
- векселя
к получению;
-
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал;
- задолженность
дочерних и зависимых обществ;
- авансы
выданные;
- прочие
дебиторы.
Дебиторская
задолженность «весьма динамичный элемент оборотных средств, существенно зависит
от политики, принятой в компании, по отношению к покупателям продукции. И так
как дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию оборотных
средств предприятия и в принципе она предприятию невыгодна, очевидно напрашивается вывод о ее
максимальном возможном уменьшении. В теории дебиторская задолженность можно
сократить и свести до минимума, но тем не менее, этого нельзя сделать по
множеству причин, в том числе и по причине конкуренции».
Дебиторская задолженность в соответствии, как с
российскими, так и с международными стандартами бухучета определяется как
сумма,
Акбердин Р.З. Экономическое обеспечение логистики и
финансовые потоки: Учебное пособие / ГУУ. - М., 2006.- 312 с.
Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятий России. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 320 с.
|