Глава I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
РОССИЕЙ И УКРАИНОЙ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Развал СССР ни одному из возникших на его месте новых государств не
принес безусловных экономических преимуществ, а на абсолютное большинство из
них возложил непомерные тяготы, особенно экономического характера. Россия вмиг лишилась заметной
части стратегически важных выходов к морям, портов, трансграничных артерий,
запасов ценного сырья и плодородных земель. При этом Россия взяла на себя
правопреемство, а вместе с ним и 60 миллиардный советский внешний долг. Был
положен конец биполярному миру, позволивший США заявить о себе как о
единственной сверхдержаве.
В сложившихся условиях России необходимо было выстраивать новую модель взаимоотношений с
бывшими союзными республиками. На Западном направлении важнейший
геополитический интерес представляла и продолжает представлять Украина.
Существует глубокая, взаимозависимая заинтересованность. Российская сторона все эти годы остается
основным торговым партнером Украины среди стран СНГ и дальнего зарубежья. Россия
взаимосвязана с Украиной не только в экономическом, но и в политическом, а так
же в оборонно-стратегическом плане.
Через территорию Украины проходят транспортные магистрали, нефтегазопроводы,
через которые энергоресурсы поступают в Европу, за счет чего Россия получает
около существенную часть своих валютных поступлений. Через газотранспортную
систему Украины ежегодно проходит до 133-141 млрд. куб.м. газа в Европу и
Турцию, или до 90% всего газового экспорта России.
Что касается Украины, то у нее на первом месте стоит экономическая
целесообразность сотрудничества, потребность в российских энергоресурсах,
которые удовлетворяются за счет России. Две страны связывает инфраструктура не
только промышленная, но и автомобильная, железнодорожная, трубопроводная и
энергетическая.
Сотрудничество с РФ обусловлено целой совокупностью экономических
факторов, наиболее важными из которых являются:
-исторические традиции взаимодействия
в границах единого народнохозяйственного комплекса;
-относительная близость рынков
продукции;
-остатки бывшей производственной
кооперации между предприятиями стран;
-одновременное протекание
экономических реформ.
За более чем двадцать лет независимости была создана нормативно-правовая база российско-украинских
отношений, которая охватывает фактически все сферы сотрудничества. Было
подписано более 360 двусторонних договоров, более 240 из них действуют на
межгосударственном и межправительственном уровнях. Около 200 договоров
подписано в торгово-экономической, научно-технической, военной и
военно-технической сферах. Через территорию Украины, по ее магистральным
трубопроводам, осуществляется экспорт большей части тех объемов нефти и газа,
которые Россия продает странам Европы. Пути углубления сотрудничества в
топливно-энергетическом комплексе предусмотрены Программе экономического
сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией на 1998-2007 гг, в рамках
Договора об экономическом сотрудничестве между Украиной и РФ на 1998-2007 гг А
также «Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской
Федерации о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли «от 07.10.2002, по
которому руководство стран будет способствовать разработке общих инвестиционных
проектов, обеспечения безопасности транзита газа, создание новых путей его
переброски в Европу и модернизация существующих газопроводов.
Важнейшим достижением стало подписание Договора о дружбе,
сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 31мая 1997 г., получившего
название «Большой договор», в котором прописывались базовые принципы
сотрудничества. Большую роль играют такие документы как Договор об экономическом сотрудничестве на 1998-2007
гг. (1998 г.);
Программа межрегионального и пограничного сотрудничества на 2001-2007 гг. (2001 г.); Соглашение о
стратегическом партнерстве в газовой сфере (2002 г.); Договор об
украино-российской государственной границе (2003 г.); Программа
экономического сотрудничества на 2008-2010 гг. (2007 г.). Широкий круг документов касается регулирования сотрудничества в гуманитарной,
политической, информационной и консульской сферах деятельности украинского и
российского обществ. Однако
большинство из них носит декларативный характер и, зачастую, не удовлетворяет
потребностям государств. Подобная
ситуация объясняется тем, что ряд договоров и соглашений к настоящему моменту
уже устарел и потерял силу; многие из них имеют рамочный характер и требуют
конкретизации;
Климин, И.И. Россия и Украина: трудный путь к
взаимопониманию (1990-2009)
|