Глава 1. Теоретические основы управления
деятельностью предприятий методом межфирменного взаимодействия
1.1 Сущность управления деятельностью
предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли
В условиях рыночной экономики и последствий финансового кризиса
любое предприятие нуждается в решении задач эффективного управления
деятельностью на новом более высоком уровне. Соответственно необходимость
оперативного реагирования на состояние современного рынка и сложную
экономическую ситуацию обостренную финансовым кризисом требует решения
конкретных задач. Анализ работ ведущих учёных показывает, что главными задачами
в этом направлении выступают: перестройка внутренней микроэкономики предприятия,
оптимизация управленческого учета, совершенствование процессов управления
предприятием[i].
В общем виде под управлением понимается — действие субъекта,
направленное на изменение и манипуляцию объектами и субъектами реальности по
заранее продуманной программе[ii].
С экономической точки зрение управление предприятием – это
управление экономической системой, оперативное руководство на предприятии[iii].
Управлению предприятием как процессу с точки зрения теории управления присущи
основные специфические черты.
Специалисты в области управления представляют процесс управления во
всех сферах деятельности в широком смысле в виде так называемой «петли
управления»[iv],
которая включает определенную последовательность этапов: прогноз – планирование
- контролируемая деятельность по
реализации планов – учет и анализ
результатов - коррекция прогнозов и планов. Все рассмотренные этапы имеют
циклическую последовательность (см. рисунок 1.1).
В теории управления управление, как процесс изучается, как
иерархическая структура, которая включает несколько подуровней по основным
направлениям деятельности. На различных предприятиях это может быть
производство, сбыт, снабжение, финансы и другие. Все эти процессы
подразделяются на соответствующие подпроцессы.
Рисунок 1.1 – Обобщенная схема управления
Анализ научных работ показывает, что управление предприятием всегда
должно иметь определённую цель[v].
Наиболее распространенными целями современных предприятий выступают следующие:
снижение издержек производства, повышение прибыли и другие. При формулировании
цели процесса управления должны соблюдаться такие правила, как постановка явной
цели, с применением количественных оценок.
Реализация процесса управления предприятием осуществляется в рам-
ках системы управления предприятием. Система управления существует
на любом предприятии независимо от того, задумывается ли руководство о
структуре и задачах.
Базис системы управления закладывают такие постулаты, как объект
управления и управляющую часть. Под объектом управления в менеджменте понимают
производственный процесс, а под управляющей частью – управленческие
подразделения предприятия[vi].
Система управления предприятием функционирует на основе
установленных документально (положения о подразделениях, должностные
инструкции) или сложившихся практически правил. На каждом уровне иерархии
системы управления в той или иной степени реализуется набор функций управления,
входящих в рассмотренную выше «петлю управления».
Все перечислены положения, проверены практикой и лежат в основе
методов совершенствования процесса управления и повышения его эффективности,
которые мы будем рассматривать в следующем параграфе работы.
Научные
исследования показывают, что проблемы на предприятии могут свидетельствовать о
недостаточно эффективной организации управления на предприятии и потенциальном
наличии «внутренних резервов», к
[i]
Теория управления; Граждан В.Д.; Гардарики; 2006. - 416 с.
[ii]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Управление
[iii]
Харченко К. В. Социология управления: от теории к технологии: Учебное пособие.
— Белгород: Обл. типография, 2008. — С.14.
[iv] Учитель, Ю.Г. Разработка
управленческих решений: учебник / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. -
2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2007. - 383 с.
[v] Мак - Доналд М. Стратегическое планирование
маркетинга. СПб.: Питер, 2000. -320 с.
[vi] Виханский О.С., Наумов А.И.
Менеджмент. -М.: Гардарика, 2002.- 528 с.
|