1 Теоретические и методологические основы
анализа финансового состояния
1.1 Сущность и необходимость анализа
финансового состояния
Анализ – это одна из общих функций управления экономическими
системами, значимость которой не подвержена влиянию времени и вряд ли может
быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет
хоть малейшее отношение к деятельности хозяйствующих субъектов. Безусловно, эти
субъекты могут существенно различаться по видам своей деятельности, ее
масштабам, организационно-правовым формам, целевым установкам; это накладывает
определенный отпечаток и на содержание аналитических процедур и функций,
выполняемых лицами, имеющими отношение и интерес к тому или иному
хозяйствующему субъекту. Несмотря на различия в трактовке и наполняемости
аналитических процедур в зависимости от вида и объекта анализа, целевых
установок, сопутствующих факторов (временного, личностного, информационного и
др.), не вызывает сомнения тезис о том, что принятию любого управленческого решения
должно предшествовать определенное аналитическое его обоснование[1].
Отметим, что с точки зрения А.М. Ковалевой одно из направлений
управления финансами компании – это «эффективное управление потоками денежных
средств»[2].
При этом полная оценка финансового состояния предприятия невозможна без анализа
потоков денежных средств.
Роль анализа коренным образом меняется с переходом от
централизованно планируемой экономики к рыночной экономике. Дело в том, что в
первой доминируют так называемые вертикальные связи, а во второй –
горизонтальные связи. Смысловое различие между ними заключаются в следующем.
В директивной экономике жестко структурируется вся экономическая
система (по отраслевому признаку), при этом главенствующую роль играют
министерства и ведомства. Подобная схема управления имеет свои достоинства,
недостатки и особенности. В частности, здесь осуществлялось централизованное
прикрепление поставщиков, подрядчиков, покупателей (имеется в виду, что любой
хозяйствующий субъект согласовывал эти вопросы с вышестоящим органом
управления), жестко контролировалось выполнение плана по фондообразующим
показателям, устанавливались нормативы по множеству показателей, например,
нормировались оборотные средства предприятий, прибыль практически в полном
объеме изымалась вышестоящим органом управления и в дальнейшем подвергалась
перераспределению и т. п.
Роль аналитической функции также была специфической. Анализ в
основном сосредоточивался на оценке отклонений от плановых заданий и
«объяснении» причин имевших место отклонений. Естественно, много говорилось не
только о текущем контроле, но и о перспективных анализе и планировании, однако
эта сторона деятельности аппарата управления хозяйствующего субъекта в
значительной степени была формальной[3].
В рыночной экономике ситуация существенным образом меняется.
Появляются предприятия, которые вынуждены самостоятельно планировать свои
действия в условиях конкурентной среды. Роль планово-аналитической функции в
системе управления предприятием коренным образом преобразуется – контрольно-аналитический
и объясняющий аспекты теряют свою исключительную значимость, более важными
становятся коммуникативный и прогнозно-ориентирующий аспекты.
С точки зрении М.Л. Дьяконовой, Т.М. Ковалевой, Т.Н. Кузьменко
«проведение экономических реформ, реструктуризация и развитие финансовой и
кредитной систем требуют изменения соответствующих методологических подходов к
основным теоретическим проблемам в области денежно-кредитных и финансовых
отношений»[4].
Предприятие в условиях рынка может выжить лишь при условии
стабильного генерирования прибыли. Для этого ему нужно таким образом построить
свою деятельность, чтобы получаемые доходы превышали его расходы. Извлечение
доходов – это риск по своей природе; имеется в виду, что если некая сфера
бизнеса является привлекательной, то в нее обязательно попытаются войти
конкуренты. Поэтому плановые ориентиры должны подтверждать возможность
получения прибыли и в дальнейшем. В этих условиях гораздо важнее перспективный
анализ, в результате которого могут быть получены более или менее обоснованные
прогнозы изменения в будущем ситуации на рынках и разработаны превентивные меры
по нивелированию действия возможных негативных факторов.
Таким образом, в условиях рынка планово-аналитическая функция
системы управления:
- приобретает большую финансовую ориентированность (поскольку на
уровне предприятия финансовые показатели имеют известный приоритет перед
производственно-техническими; финансовый план, а также финансовые разделы во
всех других видах планов начинают играть решающую роль в общем процессе
планирования – любая деятельность оправданна в долгосрочном плане лишь в том
случае, если она не является убыточной);
|