ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В конце ХХ века в качестве главного
фактора экономического роста выступает инновационный процесс, который уже не
только является основным предметом теоретических сценариев и практических мер
государственного управления, но и становится главной движущей силой
социально-экономического развития, оттеснив значение инвестиционного процесса,
как источника экстенсивного расширения воспроизводства, не обеспечивающего в
полной мере современным задачам интенсификации производства. Не только
недостаточными становятся традиционные меры инвестиционного стимулирования,
сводящиеся как правило к наращиванию объемов капитальных вложений, но они могут
становятся и просто невозможными в жестких условиях перехода к рыночной
экономике, при крайней ограниченности материальных, и прежде всего финансовых
ресурсов.
Проведение научных исследований с
целью диверсификации и модернизации производства, создание высоких технологий,
наращивание научного и производственного потенциалов, разработка и инновация
новых идей и продуктов определяют успех предпринимательской деятельности,
обеспечивают выживание и финансовую стабилизацию предприятий. Для инновационных
предприятий, ориентированных на создание конкурентной научно-технической
продукции, экономический успех в жестких условиях конкуренции во многом
определяется инновационным менеджментом, применяемым в различных отраслях
промышленности и охватывающим все стадии инновационного процесса, начиная с
зарождения идеи, реализации ее в системе научно-технического производства и до
масштабного распространения в народном хозяйстве нового продукта.
Одной из важнейших составляющих
современной концепции инновационного менеджмента, представляющего широкий
интерес специалистов, является разработка механизма мотиваций инноваций.
Побудительные мотивы активизации инноваций, с одной стороны, связаны с
воздействием рыночной среды, и вызывают необходимость совершенствования
оборудования, требуют поиска новых конструктивных идей и решений для повышения
конкурентоспособности выпускаемой продукции. При неразвитости рыночных
отношений, а также в условиях экономического кризиса, определяющую роль
активизации инноваций играют меры государственного регулирования.
Ограниченность действия рыночных
механизмов как системы стимулирования инновационной активности можно проследить
по ряду направлений:
1. Невозможность коммерциализации
инновационных процессов в областях фундаментальной науки, а также таких
областей как образование, здравоохранение, оборона, охрана порядка, экология и
др.
2. Корпоративная изоляция инноваций
и несовместимость отдельных этапов НИОКР вызывает дублирование расходов и
приводит к крупным неоправданным экономическим потерям для отдельных фирм и
экономики в целом.
3. Невозможность быстрой
концентрации значительных финансовых средств и материальных ресурсов для
осуществления крупных проектов НИОКР.
4. Недостаточная экономическая
эффективность инноваций при незначительном масштабе внедрения на корпоративном
уровне, не способном обеспечить достаточно емкого рынка потребностей.
5. Неопределенность результата и
длительность инновационного цикла создают значительную степень риска неудачи
проекта, что при отсутствии должных гарантий возмещения потерь вызывает отказ
предпринимателей от участия в наиболее смелых и рискованных проектах.
|