ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ КАК ОБЪЕКТ
ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.
Прибыль: понятие, виды, функции. Подходы к определению прибыли
Прибыль, как экономическая категория,
представляет собой распределительную форму чистого дохода общества, созданного
в сфере материального производства в результате соединения факторов
производства (труда, капитала, природных ресурсов). Прибыль – это часть чистого
дохода общества, приходящегося на фактор производства «капитал» На уровне
предприятия в условиях товарно-денежных отношений часть распределительного
чистого дохода также принимает форму прибыли. Реализуя на рынке свою
продукцию, предприятия получают денежную выручку, включающую в себя и прибыль.
Для выявления финансового результата (валовой прибыли или убытка) необходимо
сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции.
Когда
выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о
получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью получение
прибыли, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то
удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции.
Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль, как источник
производственного, научно-технического и социального развития. При затратах,
превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат,
что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и
банкротство.
Как
известно, прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности
предприятия, ее максимизация — одна из главных целей развития фирмы и
непосредственный объект управления финансовыми менеджерами. Однако несмотря на
то, что понятие прибыли достаточно распространено и многими воспринимается как
нечто само собой разумеющееся, в действительности феномен прибыли не так прост,
как кажется на первый взгляд.
По мере
развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно
изменялось и усложнялось. Прибыль является одной из основных экономической
категорией товарного производства, выражающей совокупность сложных
экономических отношений. Первые попытки объяснить экономическое содержание
понятия «прибыль» были предприняты еще в XVI-XVII в. Так, меркантилисты,
наиболее яркими представителями которых являлись англичанин Томас Ман и француз
Жан Батист Кольбер, утверждали, что возникновение прибыли связано с внешней
торговлей — поскольку товары за границей продаются по более высоким ценам, чем
внутри страны
Представители
классической школы политэкономии А. Смит и Д. Рикардо видели источник прибыли в
производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме
оплаты всех расходов возникает еще что является компенсацией предпринимателю за
риск, т. е. прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной
капитала и не связана с заработной платой.
В свою
очередь, существует несколько разновидностей концепции «теории производства». Например,
теория производительности капитала (Д. Кларк) рассматривает прибыль как
трудовой доход предпринимателя. Такая трактовка прибыли была выдвинута еще в
XIX в. и развита немецким ученым В. Рашером, определяющим прибыль как
предпринимательскую зарплату, В соответствии с трудовой теорией стоимости К.
Маркса источником прибыли является труд работников сферы материального
производства, которые создают прибавочный продукт, прибавочную стоимость, а
прибыль, соответственно, является превращенной формой прибавочной стоимости.
Именно такая точка зрения на прибыль господствовала в советской экономической
литературе.
В современной трактовке чистая
прибыль рассматривается как остаток после того, как совершены выплаты
владельцем всех факторов производства (процент, рента, заработная плата),
включая сюда издержки упущенных возможностей или так называемые неявные
издержки. В условиях совершенной конкуренции совокупный продукт сводится к
выплатам факторам производства то есть в этих условиях экономической (чистой)
прибыли не существует. Однако такой взгляд на прибыль существовал не всегда и
его эволюция была тесно связана с эволюцией взглядов на предпринимательство.
Понятие предпринимателя, выполняющего функцию, полностью отличную от
функций капиталиста и управляющего, формализовал в середине восемнадцатого века
французский экономист Р.Кантимон. Он показал, что расхождение между рыночным
спросом и предложением создают возможности покупать дешево и продавать дорого.
И людей, использующих возможности извлечения прибыли в этих условиях, Кантильон
назвал предпринимателями, т.е. индивидами, желающими купить по известной цене и
продать по неизвестной. Более того, он отметил, что эти действия не обязательно
требуют производственной деятельности и не обязательно поглощают личные
средства предпринимателя. По Кантильону, предпринимательская прибыль - это
вопрос предвидения и желания брать на себя риск, а само предпринимательство -
экономическая функция особого рода, состоящая в приведении предложения в соответствии
со спросом на различных товарных рынках. Эта идея Кантильона получила дальнейшее
развитие
|