1 Теоретико-методологические основы
планирования и прогнозирования финансовых результатов организации
1.1 Экономическое содержание и виды
финансовых результатов предприятия
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат и является
важнейшей целью деятельности предпринимательских организаций. Показатель
прибыли является абсолютным, показывая количественный критерий эффективности
хозяйственной деятельности экономических субъектов, которые в ходе своей работы
имеют естественное стремление к максимизации уровня прибыли, которая
достигается посредством производства и реализации тех товаров, работ и услуг,
которые востребованы рынком.
Являясь конечным финансовым результатом, прибыль представляет собой
основной показатель, установленный в системе целей деятельности предприятия.
Несомненная значимость показателя прибыли видна хотя бы в том, что данное
понятие включено в некоторые законодательные акты, являющиеся определяющими при
организации деятельности предприятия. Например, в статье 42 Федерального закона
«Об акционерных обществах[1]»
сказано о том, что выплата обществом дивидендов возможна из чистой прибыли; в
статье 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)[2]»
сказано, что администрация предприятия, являющегося должником, не имеет права
принятия решения о выплате дивидендов или о распределении прибыли предприятия
между его участниками. Понятие «прибыль» с некоторыми уточнениями и
дополнениями, например, чистая прибыль, маржинальная прибыль, прибыль,
остающаяся в распоряжении предприятия и т.д., фигурирует и в законодательных
актах более низкого уровня (например, в областном законодательстве,
постановлениях Правительства, Положениях по бухгалтерскому учету). Если
рассматривать монографическую и учебную литературу, то данное понятие здесь
рассматривается еще более полно.
Понятие прибыли в течение уже длительного периода является
дискуссионным. Экономисты имеют разные взгляды на методы расчета и определения
уровня прибыли и прибыльности. Так, американские специалисты в сфере
финансового менеджмента С.Росс, Р.Уэстерфилд и Дж.Яффе говорят о том, что
прибыльность представляет собой один из сложнейших атрибутов фирмы с точки
зрения ее концептуализации и измерения[3].
Известный теоретик Ф.Найт говорит, что никогда невозможно объективно предсказать
и определить величину прибыли в доходе[4]. Говоря
о том, что предприятие работает прибыльно или что рентабельность некоторого
предприятия составляет столько-то процентов, без уточнения того, какие именно
алгоритмы расчета использовались и какой именно показатель прибыли был выбран,
фактически означает, что ничего не сказано. Выбор алгоритма, по которому
исчисляется показатель прибыльности в значительной степени влияет на конечный
результат. Свидетельством этому является тот факт, что те предприятия, которые
вели бухгалтерский учет в соответствии с российскими правилами учета и
показывали довольно-таки существенный уровень прибыли, при переводе отчетности
в вид, соответствующий международным стандартам, вынуждены были показывать не
менее значимый уровень убытков. Возможен и обратный вариант, когда убыточное с
точки зрения российских правил учета предприятие по международным стандартам
оказывалось прибыльным. Такая разница обусловливается разными подходами к
отражению выручки, например, по лизинговым операциям.
Существенный вклад в
развитие понимания концепции прибыли внесли теоретики экономической науки.
Необходимо отметить, что чаще всего они рассматривали прибыль в связи с
капиталом и богатством, т.е. внимание уделялось изучению самостоятельного
объекта «прибыль – капитал – богатство». Например, известный экономист А.Смит
рассматривал прибыль прежде всего как прирост богатство. Еще более четко на
наличие взаимосвязи между данными категориями указал И.Фишер, который полагал,
что капитал представляет собой тот запас богатства, который существует на
данный момент времени,
|