Анализ в самом общем
философском смысле представляет собой процесс мысленного или фактического
разложения целого на составные части. С. И. Ожегов дает следующее толкование
этого слова: «Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон,
свойств, составных частей чего-нибудь».
С
помощью анализа можно выявить структуру исследуемого объекта.
Анализ позволяет:
1)
отделить в предметах и явлениях существенное от
несущественного;
2)
сложное свести к простому – является одним из основных
методов классификации изучаемых объектов по однородным признакам.
Анализ хозяйственной деятельности можно поделить на два вида:
-
внутрихозяйственный,
-
внешнехозяйственный.
Внутрихозяйственный анализ осуществляется владельцем для собственных
целей. При этом используется наиболее оперативная и правдивая информация о ходе
производственно-хозяйственной деятельности, а результат анализа не является
достоянием общества. Внешнехозяйственный анализ осуществляют налоговые и другие
государственные органы. Благодаря коммерческой тайне, правила составления
отчетности дают возможность не афишировать действительных результатов
производства.
Экономический
анализ – это всестороннее, комплексное исследование хозяйственной деятельности
предприятия в целях повышения эффективности его работы.
Анализ
финансового состояния организации занимает одно из ключевых мест в системе
финансового анализа, и в то же время его результаты являются основой для
принятия конкретных управленческих решений, направленных на достижение цели
деятельности экономического субъекта. На различных этапах развития организации
эти цели могут различаться: достижение платежеспособности, повышение
рентабельности капитала, рост ликвидности активов, обеспечение непрерывности
деятельности. В частности, во время финансовых кризисов отдельные российские
организации переживают проблемы с платежеспособностью. В подобной ситуации важен
поиск путей генерирования денежных средств и ликвидации дефицита финансовых ресурсов.
Соответственно, разработка управленческих мероприятий, направленных на
повышение рентабельности капитала, будет являться актуальной задачей следующего
этапа развития фирмы [27, с. 22].
Для организаций,
преодолевших финансовый кризис, первоочередной становится задача эффективного
распоряжения имеющимися финансовыми ресурсами.
Методика анализа
финансового состояния зависит от потребностей пользователей информации –
внешних или внутренних. Как правило, в экономической литературе анализ
финансового состояния организации относят к финансовому анализу. В этой связи
методика и направления анализа, предлагаемые ведущими аналитиками, адаптированы
к потребностям только внешних пользователей. Однако в условиях интеграции всех
структурных подсистем анализа (финансового, управленческого, налогового, подтверждающего
и пр.) необходимо, чтобы результаты анализа и система аналитических показателей
могли использоваться как самой организацией на разных этапах управления, так и
различными управленческими и контролирующими органами. Более того, рекомендуемая
методика анализа должна быть гибкой, учитывать особенности
финансово-хозяйственной деятельности организации, возможность углубления и
расширения анализа, повышения его информативности.
Основными направлениями анализа финансового
состояния фирмы в системе управления им являются:
- анализ ликвидности имущества;
- анализ оборачиваемости активов и
пассивов;
- коэффициентный анализ финансового
состояния;
- анализ рентабельности капитала и
прибыльности деятельности.
В качестве источников
информации для проведения анализа финансового состояния используются формы
бухгалтерской отчетности и пояснительная записка. Углубленный анализ
финансового положения фирмы применительно к целям управления на внутреннем
уровне предполагает использование данных финансового, управленческого и
налогового учета. Формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с
требованиями Приказа Министерства финансов России от 02.07.2011 г. № 66н «О
формах бухгалтерской отчетности организаций» диктует необходимость адаптации
методики анализа финансового состояния применительно к новым отчетным форматам
и порядку раскрытия показателей.
Анализ методик оценки
|