Глава 1. Теоретические основы анализа
финансового состояния предприятия
Анализ в самом
общем философском смысле представляет собой процесс мысленного или фактического
разложения целого на составные части. С.И. Ожегов дает следующее толкование
этого слова: «Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон,
свойств, составных частей чего-нибудь».
С
помощью анализа можно выявить структуру исследуемого объекта.
Анализ позволяет:
1)
отделить в предметах и явлениях существенное от
несущественного;
2)
сложное свести к простому – является одним из основных
методов классификации изучаемых объектов по однородным признакам;
Анализ хозяйственной деятельности можно поделить на два
вида:
-
внутрихозяйственный,
-
внешнехозяйственный.
Внутрихозяйственный анализ осуществляется владельцем для
собственных целей. При этом используется наиболее оперативная и правдивая
информация о ходе производственно-хозяйственной деятельности, а результат
анализа не является достоянием общества.
Внешнехозяйственный анализ осуществляют налоговые и другие государственные
органы.
Благодаря коммерческой тайне правила составления отчетности дают
возможность вуалирования действительных результатов производства.
Экономический анализ – это всестороннее, комплексное исследование
хозяйственной деятельности предприятия в целях повышения эффективности его
работы.
Анализ
финансового состояния организации занимает одно из ключевых мест в системе
финансового анализа, и в то же время его результаты являются основой для
принятия конкретных управленческих решений, направленных на достижение цели
деятельности экономического субъекта. На различных этапах развития организации
эти цели могут различаться: достижение платежеспособности, повышение
рентабельности капитала, рост ликвидности активов, обеспечение непрерывности
деятельности. В частности, во время финансовых кризисов отдельные российские
организации переживают проблемы с платежеспособностью. В подобной ситуации
важны поиск путей генерирования денежных средств и ликвидация дефицита
финансовых ресурсов. Соответственно, разработка управленческих мероприятий,
направленных на повышение рентабельности капитала, будет являться актуальной
задачей следующего этапа развития фирмы [27, с. 22].
Для организаций,
преодолевших финансовый кризис, первоочередной становится задача эффективного
распоряжения имеющимися финансовыми ресурсами.
Методика анализа
финансового состояния зависит от потребностей пользователей информации -
внешних или внутренних. Как правило, в экономической литературе анализ
финансового состояния организации относят к финансовому анализу. В этой связи
методика и направления анализа, предлагаемые ведущими аналитиками, адаптированы
к потребностям только внешних пользователей. Однако в условиях интеграции всех
структурных подсистем анализа (финансового, управленческого, налогового,
подтверждающего и пр.) необходимо, чтобы результаты анализа и система
аналитических показателей могли использоваться как самой организацией на разных
этапах управления, так и различными управленческими и контролирующими органами.
Более того, рекомендуемая методика анализа должна быть гибкой, учитывать
особенности финансово-хозяйственной деятельности организации, возможность
углубления и расширения анализа, повышения его информативности.
Основными
направлениями анализа финансового состояния фирмы (в т.ч. строительной
организации) применительно к целям управления и потребностям пользователей
возможности расширения и повышения информативности аналитической оценки
являются:
- анализ лик
|