Глава 1. Теоретические подходы к анализу
затрат предприятий в рыночной экономике
1.1 Понятие себестоимости продукции и
издержек производства
Трансформации национальной экономики, развитие рыночных отношений
хозяйствования, жесткая конкурентная борьба за ресурсы и рынки сбыта
обуславливают необходимость повышения эффективности использования
производственно-экономического потенциала отечественных предприятий и
применения ими управленческого учета. Это, в свою очередь, приводит радикальное
переосмысление содержания, методов и инструментария управления деятельностью
предприятия, наибольшим образом касается такого звена деятельности как
управление затратами, которая занимает одно из важнейших мест в управлении
предприятием.
В таких условиях при управлении деятельностью важно правильно
определить сущность понятия и понимать экономическое содержание категории
расходы, их место и функциональную роль в многоаспектной деятельности
предприятия. Определение сущности и экономического содержания расходов должно
направляться на управленческие цели. Однако, проведенные исследования
свидетельствуют об обратном. В нормативной и научной экономической литературе
определения понятий затраты, себестоимость и их видов и их экономического
содержания преимущественно преследуют бухгалтерско-учетные цели, а не
управленческие. Неоднозначность мнений в трактовке понятий затраты, издержки
производства и себестоимость свидетельствуют о нерешенности проблемы
относительно определения сущности и содержания (экономического, управленческого
и т.п.) этих понятий, что затрудняет определение их места и роли в деятельности
предприятия.
Анализ литературных источников и проведены исследования по проблеме
позволяют утверждать, что расходы — это стоимость различных видов ресурсов,
потребляемых для определенных целей с целью обеспечения функционирования и
развития предприятия.
Достижения любой цели, обеспечения конечного результата требует
затрат. И объективность общественного развития, и факты практической
деятельности, и закономерности современной действительности, и логика познания
показывают, что сначала имеют место затраты, а затем результаты, связанные с
этими расходами. С такого порядка и вытекает то чрезвычайно особое место затрат
в жизнедеятельности всех субъектов хозяйствования.
Основной мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях —
максимизация прибыли. Возможности реализации (достижения) этой стратегической
цели во многих случаях ограничены издержками производства и реализации
продукции и спросом на нее. В таких условиях все больше возрастает роль
издержек как неотъемлемой и объективной составляющей производственно-сбытового
процесса.
При снижении цены на продукцию повышается ее конкурентоспособность и
соответственно растет спрос на нее, что приводит к увеличению объемов реализации
и получения большего дохода. Поскольку цена продукции складывается из
совокупных затрат на ее производство и реализацию и определенной величины
прибыли, то соответственно чем ниже эти затраты, тем выше будет размер прибыли
и более эффективной такая деятельность. Таким образом, расходы выступают
инструментом ценовой политики и измерителем эффективности деятельности
предприятия, а также их можно рассматривать как инструмент управления прибылью
предприятия, поскольку между ними и прибылью существует прямая связь.
Расходы также могут выступать важным рычагом в ведении налоговой
политики предприятия, поскольку, регулируя отнесение тех или иных расходов к
валовым, предприятие меняет базу, и величину затрат на уплату налогов.
Поскольку расходы выступают основным ограничивающим фактором прибыли
и одновременно определяющим фактором, влияющим на объем реализации, то принятие
управленческих решений невозможно без анализа уже понесенных предприятием
расходов и планирования их величины на перспективу. Таким образом, расходы
выступают объектом управления. Каждое предприятие должно выбирать такую
политику управления затратами, которая была бы ориентирована на его стратегию
развития.
Наряду с вышеуказанным,
расходы должны также иметь общественно-экономическое значение, которое
заключается в их отражении в производимой предприятием общественно полезной
продукции, исходя из потребностей рынка. Предприятие, потребляя определенные
виды ресурсов (материальные, трудовые, энергетические и др.). Производит
определенную продукцию
|