1 Теоретические и методологические основы
финансового планирования
1.1 Сущность и роль финансового
планирования
Под планированием принято
понимать разработку внутриорганизационных планов, бюджетов как стоимостного их
выражения, специальных программ и процедур.
Планирование помогает субъекту
сосредоточиться на главных направлениях деятельности, определить цели.
Стратегии, тактику, обеспечить их увязку с точки зрения оптимизации конечного
результата, наиболее полного использования потенциала организации и
открывающихся возможностей в условиях ограниченности ресурсов.
С начала 1900-х и до середины ХХ
в. планирование в рамках фирмы было направлено в основном на составление
ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели по
каждой хозяйственной функции и отдельным подразделениям (так называемое
бюджетирование). Кроме того, оно занималось расчетами норм и нормативов,
контролем отклонений и анализом их причин, принятием решений о корректирующих
воздействиях, определением форм отчетности и пр. Специальных служб планирования
не существовало.
В 1950 – 1960-е гг. появилось
долгосрочное планирование на несколько лет вперед. Его задачей были разработка
прогнозов развития фирмы, определение величины продаж и формирование на их
основе ее перспективных целей, максимизирующих возможности ее роста прежде
всего в финансовой области, выработка контрольных показателей на перспективу с
учетом существующих тенденций. При этом широко использовались: дисконтирование
потока платежей; экстраполяция объемов сбыта; формализованные методы распределения
ресурсов. Подобная практика получила название «планирование от достигнутого».
Традиционные долгосрочные и
среднесрочные планы исходили из неизменности внешнего окружения фирмы в
плановом периоде и ориентировались на мобилизацию ее потенциала. С их помощью
происходило определение шагов, которые необходимо предпринять в каждый
конкретный момент будущего для достижения ее целей (получения заданного объема
продукции, прибыли и т.п.).
1960 – 1970-е гг.
охарактеризовались резким усилением неустойчивости хозяйственной жизни,
непредсказуемости путей развития фирмы и ее окружения, неопределенности
будущего даже в сравнительно близкой перспективе.
В условиях динамично
развивающейся среды экстраполяция как основа составления планов потеряла смысл.
Постепенно крупные компании стали переходить к стратегическому планированию
(1970 – 1980-е гг.) как своего рода синтезу маркетингового и традиционного
долгосрочного планирования. На первом этапе оно обычно сводилось к
стратегическому программированию, то есть к формализации и детальной проработке
уже существующих стратегий.
Стратегическое планирование,
являющееся подсистемой стратегического управления. Представляет собой способ
постановки и реализации конкретных целей и задач, процесс моделирования
эффективной деятельности предприятия на определенный период в условиях
неопределенности рыночной среды в соответствии с возможностями фирмы. Его
результатом является стратегическое решение в форме плана, системы правил,
принципов, приоритетов.
Отличие
стратегического планирования от долгосрочного состоит прежде всего в различном
понимании роли внешнего фактора, который в его рамках является решающим. Оно
сконцентрировано на окружении фирмы, требует изучения рынка (потребностей
клиентов, конкурентов), предсказания изменений. Которые могут иметь
стратегические последстви
|