Современная организация учебного процесса в школехарактеризуется его индустриализацией: широким использованием информационных технологий с целью повышения эффективности управления процессом обучения. При этом ПКвыступает не только инструментом для выполнения вычислительных и лабораторных работ, но и средством обучения, влияющим на методы преподавания и организацию учебного процесса в целом. Использование ПКв процессе обучения позволяет применять эффективные способы передачи учащимсязнаний, автоматизировать процесс проверки усвоенных знаний.
С педагогической точки зрения наибольшей эффективностью обладают компьютерные технологии обучения, которые:
- имеют развитую справочную подсистему;
- позволяют обеспечить моделирование данных и выдачу индивидуальных заданий;
- работают в диалоговом режиме в процессе решения различных познавательных задач;
- освобождают от рутинных работ связанных с различными вычислениями;
- оценивают знания учащегося с учетом количества вопросов, ошибочных ответов;
- хранят статистику результатов тестирования;
- позволяют проводитьавтоматизированное тестирование, при котором меняется порядок вопросов и ответов случайным образом;
- предусматривают возможность прервать работу системы, а затем возобновить.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать ряд дидактических требований к современным технологиям обучения. Они должны:
- предоставлять учащимся возможность обучения по индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его способности, личные качества;
- интенсифицировать учебный процесс;
- оптимизировать соотношение практической и теоретической подготовки;
- обеспечивать снижение психической и физиологической нагрузки обучаемых;
- не иметь противоречий с педагогическими принципами;
- оптимизировать содержание учебной дисциплины, при этом сохраняя и обогащая знания.
Основные причины, по которым внедряются и используются компьютерные технологии в образовании, являются постоянно растущие требования к качеству обучения, а также интенсификация учебного процесса, сокращение времени на изучение предметов.
С одной стороны, компьютерные системы обучения должны рассматриваться, как источник информации или помощник при изучении определеннойдисциплины, а с другой стороны, как техническое средство, позволяющее совершенствовать процессы исследований в различных областях науки и техники, расширять представления об изучаемых процессах и явлениях, облегчать решение практических задач.
Важнейшими функциями компьютерных технологийв образовательном процессе являются:
- предоставление индивидуальных заданий для определения уровня и качества знаний учащегося;
- контроль знаний учащихся с целью повышения качества управления учебным процессом;
- возможность предоставления разъяснений, подсказок и другой необходимой помощи для наилучшего усвоения знаний;
- отображение информации на дисплее в удобном для восприятия и усвоения виде;
- диагностика показателей учебного процесса, в том числе психофизического состояния учащихся;
- организация возможности доступаобучаемых к теоретическому материалу изучаемого предмета.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе рассматривалось и изучалось в работах различных специалистов в области преподавания. Теоретическая сторона данного вопроса рассматривалась в различных аспектах: психологическом, методологическом,дидактическом, физиолого-гигиеническом, программно-аппаратном.
Наиболее важные выводы этих исследований следующие:
- существуют различные способы использования компьютерных технологий в учебном процессе – обучающие игры,электронные учебники, расчетные программы, моделирование различных физических явлений и процессов, тестовые задания и т.п. Несомненно, важным является непрерывное использование ПК на всех этапах обучения;
- необходимо проведение предварительной оценки эффективности использования компьютерных технологий в образовательном процессе, поскольку без правильной методической проработки использование компьютерных средств может нанести гораздо больше ущерба учебному процессу, чем пользы;
- применениекомпьютерных технологий в образовательном процессе при наличии необходимогометодического и программного обеспечения имеет высокую эффективность по сравнению с чисто традиционным подходом;
- преподаватель не подлежит замене ПК в таких областях, как решение организационных вопросов, составление учебного плана, выбор наиболее эффективного для определенной темы метода обучения и т.п.; преподаватель, используя возможности аппаратной и программной частей ПК, определяет долю использования компьютера в процессе обучения, а также оптимальное соотношение традиционных и компьютерных методов обучения.
При разработке компьютерных систем, сочетающих в себе обучающие и контролирующие функции, должны учитываться следующие принципы:
- при отсутствии возможности автоматизированного контроля знаний система должна позволить распечатать необходимое число тестов и провести экзамен традиционно;
- компьютерная программа может быть использована не только для итоговой оценки знаний, но и для промежуточной аттестации по отдельным темам изучаемого предмета, а также для самостоятельного контроля учащихся;
- система должна позволять преподавателю сосредоточить внимание на пробелах в знаниях каждого обучаемого;
- должна быть обеспечена простота использования. Программа не должна требовать каких-либо специальных компьютерных навыков;
- система должна быть универсальной. Программа должна обеспечивать возможность использования практически для любой дисциплины.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет:
- объективно, эффективно и быстро осуществлятьпроверку знаний;
- повысить темпы обучения за счет создания компьютерных систем тестирования, иллюстрированных материалов, и т.д.;
- создать возможности для индивидуального обучения, активизировать самостоятельную работу учащихся.
Таким образом, целесообразность применения ПК в образовательном процессе не вызывает сомнений, однако эффективность использования компьютерных технологий значительно возрастает в сочетании с традиционными формами обучения.
Применение тестов на уроках предоставляет учителю и учащимся дополнительную возможность объективно оценить результаты обучения. Использование тестов позволяет преподавателюоценить, как ученики овладевают знаниями, а также проанализировать свою педагогическую деятельность.
Технология тестирования тесно связана с процессом обучения - деятельностью преподавателя и учащегося, её структурой, средствами, методами и формами.
В современной практике возрастает значение тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений.Это можно объяснить стремлением получить максимально объективную оценку степени подготовки учащегося, а также необходимостью использовать наиболее эффективные формы контроля.
Основная функция тестирования - это функция контроля. Преимущества тестовой технологии по сравнению с другими возможными формами контроля сводятся к следующему: все учащиеся в ходе тестирования находятся в равных условиях, что позволяет объективно оценивать их уровень знаний.
Для более быстрой и качественной диагностики этих процессов служат дидактические тесты.
В современной практике под дидактическим тестом понимается набор стандартизированных заданий по конкретному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это сравнительно новый и более качественный метод проверки результатов обучения, характеризующийся объективностью и надёжностью.
В условиях развивающего обучения возможно использование различных видов тестов. Например, тесты, требующие репродуктивных ответов учащихся, составляются на основе полученных знаний. Требованиям развивающего обучения наиболее полно отвечает вид тестов, предусматривающий включение заданий на умение учащимися решать новые задачи на основе приобретенных знаний. Таким образом, тесты школьных достижений проверяют исключительно конкретные знания и наряду с другими методами и способами являются эффективным средством контроля.
При разработке тестов преподаватели используют различные типвзаданий.
1. Задания свободного изложения не имеют ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания предложения, словосочетания, фразы).
2. Задания с множественным выбором предполагают вариативность выбора ответов. Учащемуся необходимо выбрать варианты ответов, которые он считает правильными.
3. Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий.
4. Тестовые задания с переструктурированием требуют от учащихся
восстановления логической последовательности в соответствии с поставленным условием.
Значительная роль в обучении школьников отводится зрительному восприятию.
Особую важность приобретает применение разнообразных способов, методов и приёмов, являющихсянаиболее эффективными для прочного запоминания.
Необходимо развивать у учащихся самостоятельность. Степень самостоятельности повышается, если предложенные задания соответствуют возможностям учащегося. Учащиеся будут стремиться выполнить не только задание, предложенное им, но и попробовать свои силы при выполнении более сложного задания.
Необходимо, чтобы учащиеся моглиузнавать о своих достижениях или ошибках в учебе,сравнивать полученные результаты с эталоном.
1.4 Анализ возможностей тестирования в рамках учебного процесса в средней школе
В образовательном процессетесты применяются в больших количествах. В анатомии - это знание названий всех костей и мышц, фармакологии - названия всех лекарств, применяемых в лечении всех изучаемых болезней. В химии с помощью компьютера и заданий в тестовой форме проверяется знание всех изучаемых элементов и соединений и т.д. В общем, использование тестовых заданий характеризуется возможностью организовать полный контроль усвоения знаний, в самом лучшем смысле слова «полный».
Такой возможности не предоставляет ни один другой
|