1 Теоретические основы управления распределением и использованием прибыли предприятия
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли
Конечной целью и движущим мотивом предпринимательской деятельности является прибыль. В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
Прибыль – это многозначный термин. Примерно пятьдесят лет назад американский экономист Фрэнк Найт, выдающийся исследователь данной проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание: «Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль» . Это высказывание не потеряло своей актуальности и сегодня. До сих пор люди, включая и экономистов, используют слово «прибыль» в самых различных значениях.[1]
Экономисты по-разному определяют прибыль, ее источники, факторы роста.
Первой попыткой объяснения источника прибыли была теория меркантилистов XVI-XVII веков, которые утверждали, что прибыль возникает во внешней торговле в результате того, что люди продают товары за границей по более высоким ценам, чем они их купили.
А. Смит и Д. Рикардо увидели источник прибыли в производстве. А. Смит указывал на то, что «стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя»; таким образом, прибыль рассматривалась как вычет предпринимателя из продукта труда наемных рабочих. Д. Риккардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратном отношении друг к другу. Он писал: «…Прибыль будет высока или низка в соответствии с тем, низка или высока заработная плата»[2].
Марксизм считает источником прибыли неоплаченный труд наемных рабочих. С точки зрения марксизма, прибыль «представляет собой лишь вторичную, производную и трансформированную форму прибавочной стоимости, буржуазную форму, в которой стерлись следы ее происхождения»/4/. По мнению К. Маркса, эта объективно обусловленная форма искажает сущность капиталистических отношений, маскируя истинный источник прибыли – неоплаченный труд наемных рабочих.[3]
Ряд исследователей рассматривают прибыль как сочетание различных элементов: вознаграждения за труд, доходов от инвестиций, платы за предоставление факторов производства, ренты от использования природных ресурсов или земли и т.д., то есть многое из того, что называется прибылью, есть на самом деле процент, рента, заработная плата, или доходы от факторов производства.
В теориях риска прибыль определяется как плата за риск и неопределенность в условиях несовершенной рыночной структуры. Экономисты выделяют три вида риска, которые дают возможность получить прибыль. Во-первых, риск неуплаты дивиденда. Во-вторых, чистый риск, или «собственно» риск, связанный с объективными производственными процессами. В третьих, риск, возникающий с нововведениями, реализация которых поможет новаторам получить прибыль как дополнительный доход за свои идеи.
Ряд авторов рассматривают прибыль как вознаграждение предпринимателя за преодоление неопределенности, т.е. за обладание способностью ориентироваться в экономической обстановке. Многие люди хотели бы получить прибыль, но не знают, как это сделать. Кроме того, некоторые даже не подозревают о существовании прибыли в тех или иных сферах. Однако прибыли существуют, несмотря на конкуренцию. Причина – неопределенность, при отсутствии которой все относящееся к получению прибыли, было бы широко известно, возможности ее получения были бы полностью исчерпаны, прибыли везде бы равнялись нулю.[4]
Трактовка прибыли как дохода новатора связана с концепцией прибыли как монополистического дохода, поскольку нововведения делают предпринимателя-новатора своего рода временным монополистом.
Монопольная прибыль может принимать также форму ренты за правительственную лицензию, выданную одной фирме (или немногим) и задерживающую других потенциальных конкурентов, или ренты на запатентованный продукт, который другие фирмы не могут скопировать. Таким образом, прибыль может быть результатом проявления фирмой власти на рынке – на патенты, особые привилегии или другие виды монополий.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.
За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
[1]Бочаров, В.В. Финансовое моделирование. — СПб.: «Питер», 2009, с.45.
[2]Ковалев, А.И., Привалов, В.П.. Анализ финансового состояния предприятия – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010, с.323.
[3]Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. — М.: «Перспектива», 2009. с. 73.
[4]Дубров, А.М., Лагоша, Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. — М.: «Финансы и статистика», 2011. с. 106.
|