Глава 1. Теоретические основы организации работы компании на мировом рынке
1.1 Мировой рынок, его структура, особенности формирования
В 2013 году мировые продажи смартфонов конечным пользователям достигли 968 млн. шт., что на 42,3% больше 2012 года, сообщает Gartner. На долю смартфонов приходилось 53,6% всех продаж мобильных телефонов за год, и их продажи впервые превысили продажи обычных мобильных телефонов (featurephone) за год.
В 4 квартале 2013 г. продажи смартфонов выросли на 36% и составили 57,6% всех продаж мобильных телефонов за квартал против 44% год назад. Этот рост доли смартфонов обеспечили прежде всего Латинская Америка, Ближний Восток и Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион и Восточная Европа, где продажи смартфонов в 4 квартале увеличились более чем на 50%. Индия продемонстрировала самый высокий рост среди всех стран в 4 квартале (на 166,8%), а Латинская Америка – среди всех регионов (на 96,1%). Китай также внес значительный вклад в мировые продажи смартфонов (рост за весь год - 86,3%).
В 4 квартале продажи мобильных телефонов на зрелых рынках упали из-за ослабления спроса. «Зрелые рынки насыщены смартфонами, здесь остается мало пространства для дальнейшего роста, рынок обычных мобильных телефонов сужается, цикл замены увеличивается, - пишет АншулГупта, главный аналитик исследования Gartner. - Отсутствие значимых инноваций аппаратной платформы еще больше замедлило циклы замены дорогостоящих смартфонов в 2013 году, поскольку пользователи не видят достаточных причин для апгрейда».
Доля смартфонов Samsung выросла в 2013 году, но чуть снизилась (на 1,6%) в 4 квартале. Главным образом, это было вызвано насыщением рынка дорогостоящих смартфонов в развитых странах. Для компании важно продолжать наращивать свое лидерство в технологии в верхнем сегменте. Нужно также выстроить более ясное предложение в линейке смартфонов среднего класса, упростив пользовательский интерфейс, предложив необходимые функции и не упустив возможность привнести инновации.
Сильные продажи iPhone5s и сохраняющийся высокий спрос на модель 4s на формирующихся рынках помогли Apple достичь рекордных продаж смартфонов в 4 квартале: 50,2 млн. шт. Однако доля Apple на рынке смартфонов снизилась в 4 квартале и за весь 2013 год, но рост продаж помог увеличить долю на рынке мобильных телефонов в целом. После выхода в сеть NTT DOCOMO в Японии в сентябре 2013 г. и подписания соглашения с ChinaMobile в этом квартале мы уже наблюдаем ускорение роста Apple на японском рынке, а в 1 квартале 2014 г. проявится влияние второй сделки
Продажи смартфонов Huawei в 4 квартале выросли на 85,3%, и компания сохранила третье место. Вендор быстро перестроился, чтобы нацелиться на мировой рынок. Его продвижение за рубеж обусловило высокие результаты в 4 квартале, с ростом на Ближнем Востоке и в Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и Европе.
Продажи смартфонов Lenovo в 2013 году выросли на 102,3%, а в 4 квартале - на 63,1%. Покупка бизнеса MotorolaMobility у Google даст компании возможность расти в регионе Америк. Эта покупка даст также патентную защиту и позволит компании быстро продвигаться на мировом рынке. Следует полагать, что эта сделка означает для нее не столько приход на рынок США, сколько выход за пределы Китая.
Следует ожидать, что в 2014 году смартфоны продолжат двигать продажи в целом, и еще больше производителей пересмотрят свой портфель продуктов, нацелившись на сегмент недорогих смартфонов. Рост спроса на дорогостоящие модели замедлится, так как растущие продажи дешевых и средних по цене смартфонов на формирующихся рынках сдвинут продуктовое предложение к более дешевым устройствам. Это приведет к снижению средних продажных цен и замедлению роста дохода.
Что касается операционных систем смартфонов, то доля Android в 2013 году выросла на 12%, достигнув 78,4%. Продажи Android-телефонов в 2014 году приблизятся к миллиардной отметке.
В 2013 году мировые продажи мобильных телефонов конечным пользователям составили 1,8 млрд. шт., что означает рост на 3,5% относительно 2012 года. В 4 квартале было куплено 490,3 млн. шт. мобильных телефонов, на 3,9% больше, чем в том же квартале год назад.
Хотя топ-3 производителя по-прежнему доминируют на мировом рынке мобильных телефонов, их совокупная доля в 4 квартале и за весь 2013 год сократилась, так как китайские и региональные бренды продолжают увеличивать свою долю.
Рассматривая лидеров рынка мобильных телефонов и их показатели деятельности, следует отметить слеующие тенденции.
Nokia остается в числе крупнейших производителей мобильников - по итогам 2013 г. она сохранила за собой место. В первую десятку вошел новичок - китайская компания Yulong
Компания Gartner составила первую десятку производителей мобильных телефонов в 2013 г. по результатам продаж конечным потребителям. Компания Nokia, доля которой на мировом рынке стремительно падает, по-прежнему занимает одну из верхних позиций - вторую строчку. Окружают ее Samsung (на первой позиции) и Apple (на третьей).
Доля Nokia по итогам 2013 г. составила 13,9% по сравнению с 19,1% годом прежде. Samsung заняла 24,6% рынка, а Apple - 8,3%.
В десятку также вошли (в порядке убывания рыночной доли): LG Electronics, ZTE, Huawei, TCL Communication, Lenovo, SonyMobileCommunications и новый участник списка - китайская компания Yulong.
Всего в 2013 г. конечным потребителям было продано 1,81 млрд мобильных телефонов. Из них 53,6% - смартфонов (967,8 млн штук). В 2012 г., согласно Gartner, доля смартфонов равнялась 42,3%.
«В прошлом году продажи смартфонов впервые превысили продажи обычных мобильников», - подчеркнули в Gartner. В IDC об этом же сообщили чуть раньше - эта компания выпустила похожий отчет в конце января.
По данным Gartner, Samsung в 2013 г. заняла 29,5% мирового рынка смартфонов по продажам конечным потребителям, а ее ближайший конкурент Apple - 17,8%. В IDC в январе сообщили, что Samsung в прошлом году заняла 31,3% рынка, а Apple - 15,3%. В отличие от Gartner, IDC ведет подсчет поставок в каналы сбыта.
Таблица 1.1
Мировые продажи мобильных телефонов конечным потребителям (тыс. шт.)
|