ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Высшее образование в социально-экономическом развитии общества и направления его реформирования
Образование одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития. Именно поэтому во всех развитых странах образование является одной из главных государственных функций, на реализацию которой ежегодно тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы.
Системе образования присуща определенная матрицасовокупность принципов, институциональных образований и энергоинформационных кодов, определяющих его повседневное развитие и функционирование. Необходимое ее обновление, осуществляемое в гармонии со всеми остальными ее элементами, способно принести образованию неоценимую пользу, в то же время ее повреждение или необдуманная искусственная ломка могут создать для него катастрофические и необратимые последствия .
Высшее образование, являясь подсистемой общества, развивается и функционирует под воздействием общественных законов, взаимодействуя со всеми другими подсистемами. Оно является важным условием прогресса науки, техники, производства и решения экономических, социальных и политических задач, развития культуры общества. Высшее учебное заведение как педагогическая система включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования – будущую профессиональную деятельность специалиста социальной работы.
Как динамическая система высшее профессиональное образование реализует ряд функций, от эффективного выполнения которых зависит соответствие будущего специалиста социальной работы общественным требованиям, так как они во многом определяют содержание и процесс развития его профессиональной культуры.
Профессионально-экономическая функция высшего образования определяется характером его взаимосвязи с производительными силами общества.
Деятельностную сторону образования отражает профессионально-экономическая функция. Высшее учебное заведение наращивает интеллектуальный потенциал государства, обеспечивая подготовку специалистов социальной работы. При этом особое внимание уделяется не только качеству профессиональной подготовки, но и экономически целесообразному использованию выпускников, их социальной адаптации.
Сущность и роль высшего образования в социальной и политической сферах жизнедеятельности общества определяет социально-политическая функция. Через нее реализуется политика государства в области просвещения.
Важную роль в развитии духовной культуры и формировании личности специалиста социальной работы играет культурно-гуманистическая функция высшего образования .
Однако необходимо отметить, что все функции высшего образования действуют не изолированно, а в совокупности, сохраняя при этом свои специфические характеристики. Они направлены на достижение гуманистической цели – формирование гармонической личности будущего специалиста.
В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Пока шло обсуждение в рамках настоящей законодательной инициативы, имелась надежда, что далее государственной
|