1. Теоретические аспекты финансового планирования и бюджетирования на предприятии
1.1 Сущность, значение и виды финансового планирования и бюджетирования на предприятии
Эффективное управление финансами компании может быть только при рациональном планировании всех финансовых ресурсов, а также их источников отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование – процесс разработки и принятия целевых установок, а также определения путем их наиболее эффективного достижения.
Процесс планирования деятельности компании в период перехода от административно-командной к рыночной экономике кардинально поменялся.
Одной из основных причин, приведенных к сложной экономической ситуации, стало то, что принятые в условиях централизованной экономики методы планирования, оказались не эффективными. Старая система планирования не соответствовала новым рыночным условиям. Обойтись же без эффективного планирования, как оказалось не в состоянии ни одна компания.
Таким образом, появилась необходимость разработать новую качественную, эффективную систему финансового планирования, которая будет отвечать целям и задачам компании в современных условиях рыночной экономики.
Между тем, наряду с осознанной необходимостью широкого применения эффективного финансового планирования в современных условиях существуют такие факторы, которые ограничивают его использование в организациях. К ним относятся: незначительная доля компаний располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; высокая степень неопределенности на российском рынке; отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.
Огромные возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные организации. Они владеют достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных экспертов в области финансов.
В небольших компаниях, в основном, для этого нет средств. Мелкие компании чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей эффективно деятельности, в то время как внешняя среда у таких компаний более агрессивна и сложно поддается контролю.
Финансовое планирование предприятий – это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по созданию, распределению и применению денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки (в основном прибыли) в соответствии с имеющимися материальными ресурсами, целями и задачами развития компании и интересами собственника.
Финансовый план – обобщающий плановый документ, который отражает поступление и расходование финансовых ресурсов организации на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период.
В зависимости от срока, на который составляется план, различают краткосрочные (год), среднесрочные (1–3 года), долгосрочные (свыше 3-х лет) планы.
По времени составления финансовые планы могут быть: вступительными (формируются на дату организации компании), текущими (оперативными) – периодически составляются в течение всего времени функционирования организации; антикризисными (составляются, когда организация находится на стадии банкротства); объединительными (соединительными); разделительными и ликвидационными. Антикризисные, объединительные, разделительные, ликвидационные финансовые планы составляются тогда, когда организация проходит этапы объединения, разделения, либо находится на стадии ликвидации. Финансовые планы также могут быть основными и вспомогательными. Вспомогательные планы обеспечивают составление основных планов.
По объему информации планы бывают единичными (отображают стратегию по одной организации) и сводные – представляют собой стратегию действий для целевой группы организаций. По содержанию отображаемой информации финансовые планы делятся на статистические и гибкие (динамические) планы. Статистические финансовые планы содержат один уровень представляемой информации, а гибкие – несколько. Гибкие (динамические) планы более информативны, но составить их сложнее, чем статистические.
Финансовые планы в зависимости от целей составления подразделяются на пробные и окончательные. Пробные планы составляются в целях реализации аналитических и контрольных процедур. Окончательные планы, в свою очередь, являются официальными документами организации и служат источниками для изучения е финансовых планов. В зависимости от пользователя информации финансовые планы подразделяются на планы, представляемые в фискальные органы, кредиторам, учредителям, инвесторам и другие. Планы по характеру деятельности делятся на планы по основной и не основной деятельности.
В процессе финансового планирования оценивается состояние денежных средств, резервов, а также определяются потенциальные возможности компании. Все основные способы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности организации
|