1. Теоретические аспекты интернационализации предприятий
1.1. Роль интернационализации в деятельности современных предприятий
С точки зрения участника рынка процесс интернационализации представляет собой установление деловых связей и отношений с партнёрами из других стран .
Все представленные на сегодняшний день теории интернационализации, концентрирующиеся на исследовании международной деятельности отдельной компании, можно разделить на три основные группы :
- стадийные модели, в которых интернационализация предстает как постепенный, последовательный процесс;
- условные модели, постулирующие определенные условия и действия, которые компания должна предпринять в случае выполнения этих условий;
- модели, ориентированные на действие, акцентирующие внимание на самом процессе взаимодействия между экономическими субъектами, или сетевые модели.
«Стадийные» теории и базирующиеся на них модели в течение долгого времени преобладали в научных работах, посвященных проблемам интернационализации предприятий. Основой этой теоретико-методологической группы представлений выступает предположение о том, что интернационализация компании процессуально состоит из нескольких последовательных этапов.
Среди российских исследователей эта группа теорий является на сегодняшний день максимально популярной. На стадийных теориях базируется большинство учебных пособий и научных работ по стратегическому менеджменту и международному маркетингу. Однако стадийные модели содержат, на наш взгляд, существенную методологическую ошибку: чрезмерное упрощение действительности, инспирирующее однозначность трактовки и примитивизацию возможных перспектив компании и искажение понимания реальных процессов.
В целом стадийные модели обладают ограниченным значением, в силу того, что отражают стратегии интернационализации ограниченного числа предприятий и не создают адекватного представления о процессе интернационализации в целом. К концу 1990-х годов, когда возник ряд альтернативных концепций, западная научная мысль отказалась от стадийных моделей. К сожалению, российская литература по-прежнему рассматривает теории стадий в качестве базовых, не принимая во внимание их исторической ограниченности, узкой сферы применения и методологической основы. Стадийные модели интернационализации возможно применять для классификации вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность компаний, но они не пригодны для разработки перспективной стратегии компании. Стадийные теории не дают возможности осуществить прогнозирование, на котором должна базироваться стратегия интернационализации. Также чрезмерная предопределенность стадийных моделей фактически лишает предприятия свободы в выборе стратегии. Подобная формализация действительности ведет к неизбежной потере эффективности стратегии и лишает компанию важного конкурентного преимущества – гибкости и быстроты реакции на изменяющееся окружение.
Условные модели предполагают, что компания подвержена воздействию окружающей среды, как правило неблагоприятной и турбулентной. Задача руководства компании заключается в достижении оптимального баланса между внешней средой управления (возможностями и угрозами) и компанией (сильными и слабыми сторонами). Руководство выбирает лучшую альтернативу, основываясь на тех критериях принятия решений, которые отражают позицию менеджмента и доступные компании ресурсы. Таким образом, важное значение для процесса интернационализации компании имеют аналитические возможности руководства, а сама интернационализация предстает как планируемый процесс.
Сетевые теории интернационализации трактуют данный процесс с позиций международного маркетинга, акцентируя внимание на взаимодействии различных агентов рынка. Сетевые теории интернационализации утверждают, что внутренние взаимодействия постоянно изменяются, мало структурированы, а взаимообмен знаниями и рост доверия инспирирует укрепление отношений между действующими на внешнем рынке субъектами. Соответственно, процесс интернационализации обусловлен не только от поведением компании, но и системой взаимоотношений между субъектами международного рынка. Принятие решения о начале интернационализации определяется взаимодействием с другими субъектами, а не является стратегическим выбором компании.
Некоторые ученые считают, что сетевой подход шире, нежели остальные, поскольку рассматривает совокупность внутренних действий организации, и выход на внешний рынок выступает лишь элементом процесса интернационализации.
Мотивы интернационализации компании могут быть разделены на две категории: проактивные и реактивные.
Проактивные мотивы интернационализации компании – это внешние или внутренние причины, стимулирующие предприятие к активным действиям, основанным на стремлении использовать имеющиеся у компании конкурентные преимущества или возможности зарубежных рынков. Реактивные мотивы интернационализации предполагают, что компания реагирует на угрозы внешней среды.
Проактивные мотивы включают в себя группу различных мотивов.
Прибыль и рост. Стремление получить быстрый рост объемов сбыта и прибыли характерно для небольших предприятий. Реализация этого стремления будет зависеть от результатов первых экспортных операций. Ожидания прибыльности внешнеторговой деятельности в целом формируются на основе финансовых результатов первых поставок. Зачастую ожидаемая прибыль отличается от реальной. Такие расхождения могут быть обусловлены неумелым планированием экспортной деятельности, внеплановыми колебания валютных курсов, форс-мажорными обстоятельствами.
Некоторые менеджеры получают настоящее удовольствие от участия в создании крупной компании, известной на весь мир «империи». Широкая внешнеторговая деятельность предприятия позволяет ряду сотрудников путешествовать и встречаться со многими людьми. Нередко стремление менеджеров к активной интернационализации предприятия отражает их предпринимательские наклонности, стремление к постоянному росту. Решения, связанные с экспортом, зависят от мнения менеджеров о международных рынках, их желания и способности работать за рубежом. Для успешного развития внешнеэкономической деятельности компании значение имеют образование, опыт и культурный уровень менеджеров.
|