1 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
1.1 Сущность, состав, структура финансовых ресурсов организации
В современных экономических условиях развития страны для каждого предприятия довольно остро стоит вопрос о формировании и управлении капиталом. Причем, успешное привлечение необходимого капитала возможно не только в традиционной денежной форме, но и через механизм финансового лизинга.
В мировой практике выделяют следующие основные источники финансирования деятельности предприятия:
Самофинансирование, т.е. финансирование деятельности за счет собственных средств, имеющихся в распоряжении организации;
Финансирование через механизмы рынка капитала. Это, во-первых, дополнительная продажа акций, тем самым увеличивая количество собственников либо существующие собственники вносят дополнительные вклады; во-вторых, реализация организацией облигаций, которые дают право их держателем на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями данного облигационного займа;
Банковское кредитование, как наиболее доступный источник финансирования деятельности;
Бюджетное финансирование. Организация может получить средства из бюджета. В последнее время доступ к этому источнику постоянно сужается;
Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Организации широко используют коммерческий кредит, ипотечный кредит, финансовый лизинг .
Как видно, практически все источники представляют собой заемный капитал.
Заемный капитал (ЗК) - это кредиты и займы банков и других организаций, лизинг, кредиторская задолженность и др.
Основными классификационными признаками заемного капитала являются:
по форме привлечения: денежный, неденежный;
по источникам привлечения: внешний, внутренний;
по срочности погашения: краткосрочный, долгосрочный;
по форме обеспечения: обеспеченные залогом, обеспеченные поручительством или гарантией, необеспеченные;
по целям привлечения: средства, привлекаемые для воспроизводства основных средств и нематериальных активов; средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов; средства, привлекаемые для удовлетворения социальных нужд.
Формы, методы, цена капитала, результаты, достигаемые с их помощью различны. В связи с этим руководство организации обязано хорошо ориентироваться в специфике разных видов заемных средств, принимать решение об их выборе с учетом реальных возможностей, уровня предполагаемых затрат и достигаемого эффекта.
Бланк Игорь Александрович выделяет следующие основные этапы формирования политики привлечения заемных средств:
Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Цель анализа: выявить объем, состав и формы привлечения заемных средств, оценка эффективности их использования. На основании анализа можно сделать выводы о целесообразности использования заемных средств.
Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Заемные средства могут привлекаться для обеспечения необходимого объема постоянной и переменной части оборотных активов, обновления основных средств, более быстрого осуществления отдельных проектов предприятия, а также для выдачи кредитов своим работникам и др.
|