ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность, значение и виды финансового планирования и бюджетирования на предприятии
Под планированием принято понимать разработку внутриорганизационных планов, бюджетов как стоимостного их выражения, специальных программ и процедур.
Планирование помогает субъекту сосредоточиться на главных направлениях деятельности, определить цели. Стратегии, тактику, обеспечить их увязку с точки зрения оптимизации конечного результата, наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся возможностей в условиях ограниченности ресурсов.
С начала 1900-х и до середины ХХ в. планирование в рамках фирмы было направлено в основном на составление ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели по каждой хозяйственной функции и отдельным подразделениям (так называемое бюджетирование). Кроме того, оно занималось расчетами норм и нормативов, контролем отклонений и анализом их причин, принятием решений о корректирующих воздействиях, определением форм отчетности и пр. Специальных служб планирования не существовало.
В 1950 – 1960-е гг. появилось долгосрочное планирование на несколько лет вперед. Его задачей были разработка прогнозов развития фирмы, определение величины продаж и формирование на их основе ее перспективных целей, максимизирующих возможности ее роста прежде всего в финансовой области, выработка контрольных показателей на перспективу с учетом существующих тенденций. При этом широко использовались: дисконтирование потока платежей; экстраполяция объемов сбыта; формализованные методы распределения ресурсов. Подобная практика получила название «планирование от достигнутого».
Традиционные долгосрочные и среднесрочные планы исходили из неизменности внешнего окружения фирмы в плановом периоде и ориентировались на мобилизацию ее потенциала. С их помощью происходило определение шагов, которые необходимо предпринять в каждый конкретный момент будущего для достижения ее целей (получения заданного объема продукции, прибыли и т.п.).
1960 – 1970-е гг. охарактеризовались резким усилением неустойчивости хозяйственной жизни, непредсказуемости путей развития фирмы и ее окружения, неопределенности будущего даже в сравнительно близкой перспективе.
В условиях динамично развивающейся среды экстраполяция как основа составления планов потеряла смысл. Постепенно крупные компании стали переходить к стратегическому планированию (1970 – 1980-е гг.) как своего рода синтезу маркетингового и традиционного долгосрочного планирования. На первом этапе оно обычно сводилось к стратегическому программированию, то есть к формализации и детальной проработке уже существующих стратегий.
Стратегическое планирование, являющееся подсистемой стратегического управления. Представляет собой способ постановки и реализации конкретных целей и задач, процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный период в условиях неопределенности рыночной среды в соответствии с возможностями фирмы. Его результатом является стратегическое решение в форме плана, системы правил, принципов, приоритетов.
Отличие стратегического планирования от долгосрочного состоит прежде всего в различном понимании роли внешнего фактора, который в его рамках является решающим. Оно сконцентрировано на окружении фирмы, требует изучения рынка (потребностей клиентов, конкурентов), предсказания изменений. Которые могут иметь стратегические последствия.
|