696. Система бюджетирования и контроля затрат в организации на примере ООО «ПРОФИЛЬ-СЕРВИС»
13.08.2009, 20:57
Доклад по дипломной работе на тему «Система бюджетирования и контроля затрат на предприятии» (на примере ООО «Профиль-Сервис») Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления следующих взаимосвязанных обстоятельств: развитие рыночной экономики выдвигает перед предприятиями важнейшую задачу разработки таких систем управления, которые давали бы возможность предприятию располагать учетной и контрольной информацией с целью выработки и принятия управленческих решений, прогнозировать динамику меняющейся рыночной конъюнктуры, оценивать и анализировать кризисные ситуации финансово-хозяйственной деятельности, предлагая управленческому аппарату альтернативные решения выхода из них. Такой системой эффективного управления и контроля затрат является - бюджетирование. Целью работы является изучение системы бюджетирования и контроля затрат на предприятии. В рамках данной цели поставлены следующие задачи: - рассмотреть сущность и содержание бюджетирования в системе управления затратами; - изучить последовательность и порядок составления бюджетов в ООО «Профиль-Сервис»; - обозначить принципы построения внутренней управленческой отчетности и ее использование в процессе бюджетного управления; - сделать выводы. Объектом исследования выступило ООО «Профиль-Сервис». Проведенное исследование позволило выявить следующее: Бюджетирование – один из эффективных инструментов управления, который при грамотном подходе к его использованию позволяет предприятию эффективнее зарабатывать прибыль и управлять финансовыми потоками. Бюджетирование позволяет руководителям своевременно и адекватно реагировать на изменение внешних и внутренних условий и согласовывать с ними финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Бюджетирование помогает предприятиям более эффективно принимать решения, выполнять эти решения и контролировать их выполнение. То есть система бюджетирования позволяет заранее оценивать будущие результаты решений, которые нужно принимать сегодня. Бюджетирование как инструмент управления еще хорош и тем, что охватывает практически все области деятельности предприятий. Поэтому, когда предприятия активно используют технологию бюджетирования, хочет она того или нет, все равно вынуждена будет следить и оценивать, насколько эффективна она в целом и во всех своих функциональных областях деятельности (маркетинг, сбыт, производство, снабжение и т.д.), а также, насколько эффективно работают подразделения предприятия. Бюджетное планирование – это процесс составления и исполнения бюджета, который представляет собой финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для целей, поставленных компанией. По окончании срока, на который были запланированы бюджеты, происходит сравнение фактических показателей с плановыми. При заметных отклонениях выясняются их причины и принимаются необходимые меры. Таким образом, бюджетирование помимо функции планирования выполняет еще и контролирующую функцию. Для внедрения в практику предприятий системы бюджетирования необходим ряд обязательный условий, без которых эта система попросту не сможет работать, которые условно можно разделить на блоки. (рис.1). Необходимо отметить, что все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии. В основе бюджетирования лежит общий (главный) бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Он состоит из бюджетов двух основных видов: операционных и финансовых (рис.2). Операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов) составляются для отражения операций, планируемых на предстоящий год. В процессе их подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия. Финансовые бюджеты включают бюджеты, характеризующие либо финансовое положение предприятия, либо финансовые результаты его деятельности. Первый финансовый бюджет, который составляется после получения всей совокупности операционных бюджетов и представляет следующий логический этап обработки информации, — это аналог отчета о прибылях и убытках, в котором определяется планируемая прибыль от продажи продукции. Далее составляются бюджет денежных средств и проект баланса, которые также являются финансовыми бюджетами. Технология бюджетирования включает в себя формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность центров ответственности (ЦО). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты. Центр ответственности является единицей финансовой структуры компании. При таком делении связываются воедино функциональные обязанности с уровнем доходов и расходов такого центра. В такой ситуации контролируется не только действие (исполнение функциональных обязанностей), но и уровень финансовой ответственности. Важнейшим компонентом бюджетного процесса является внутренний документооборот предприятия. Он представляет собой совокупность регулярных информационных потоков, которые движутся по подразделениям предприятия в рамках работы с бюджетами и структура которых закрепляется внутренними нормативными актами. Цель составления внутренней управленческой отчетности, охватывающей все предприятие снизу доверху, - удовлетворение внутрифирменного управления путем предоставления стоимостных и натуральных данных (показателей), позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность ЦО, сегментов, а также конкретных менеджеров (управляющих). Анализ действующей организации управленческой системы ООО «Профиль-Сервис» выявил, что управленческий учет на предприятии представляет собой систему форм и процедур сбора, обработки, анализа и хранения информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, необходимую для осуществления функций управления - планирования, контроля, анализа и регулирования. Начиная с 2004 г. на предприятии внедрена система бюджетирования. Формирование бюджетов предприятия происходит согласно «Бюджетному регламенту» ООО «Профиль-Сервис», который определяет статус различных бюджетов, их приоритетность, взаимосвязь, структуру, сроки и порядок предоставления информации и документов; сроки и порядок предоставления отчетов об исполнении планов и бюджетов и т.п. В табл. 1 представлены центры ответственности ООО «Профиль-Сервис» и бюджеты в составлении которых они участвуют. Бюджетирование на предприятии начинается с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота компании в предстоящем бюджетном периоде (рис.3). При этом сначала проводится анализ безубыточности, который позволяет определить такой объем продаж, выручка от которого покроет совокупные затраты и каждая единица продукции сверх «безубыточного» объема продаж пойдет на формирование прибыли (рис.4), затем составляется сам бюджет (табл.2). При расчете бюджета производства и готовой продукции учитывается, что объем производства за период должен обеспечить продажи и запасы продукции на конец периода за минусом запасов, которые имелись на начало периода (рис. 5, табл. 3). Далее составляется бюджет прямых затрат на материалы (рис.6), который отражает общие потребности производства по основным материалам, а также необходимый объем закупок основных материалов, зависящий от ожидаемого потребления основных материалов в производстве и запасов на складе (табл.4). Бюджетная модель ООО «Профиль-Сервис» также предполагает составление бюджетов прямых затрат на оплату труда (рис. 7, табл.5), бюджет общепроизводственных расходов (рис. 8, табл.6), бюджет управленческих (рис. 9, табл.7) и коммерческих расходов (рис. 10, табл. 8). Завершается составление бюджетов формированием бюджета себестоимости продукции предприятия (табл.9), бюджета доходов и расходов предприятия (табл. 10), платежного календаря (табл.11) и прогнозным балансом (табл.12). Контроль исполнения планов по предприятию в целом и по отдельным ЦО осуществляется на основе отчетов об исполнении бюджетов предприятия. В ООО «Профиль-Сервис» виды и формы внутренних отчетов совпадают с утвержденной бюджетной моделью операционных и финансовых бюджетов, причем структура данных документов аналогична структуре планового бюджета, только отчеты исполнения бюджета отражают плановые и фактические данные и отклонения по ним (табл. 13-20). Проведенный анализ отчетов об исполнении бюджетов ООО «Профиль-Сервис» выявил, что по итогам 2007 г. плановый бюджет по себестоимости производства продукции выполнен на 93,9 %. При этом положительно исполнение бюджета характеризует обоснованная экономия средств в части материальных затрат на 6190 тыс. рублей, затрат на оплату труда на 417 тыс. рублей, а также снижение коммерческих расходов на 144 тыс. рублей и управленческих расходов на 610 тыс. рублей. Анализ обобщенных показателей отчетов об исполнении бюджетов предприятия выявил, что фактическое финансовое положение ООО «Профиль-Сервис» имеет сравнительно лучшие показатели, чем плановое, что позволяет сделать следующий вывод (табл. 21-26). Эффективная система бюджетирования и контроля затрат осуществляемая на предприятии позволяет быстро реагировать на любые изменения как внешних, так и внутренних факторов, что безусловно положительно сказывается при исполнении плановых бюджетов предприятия.