Доклад на тему: Малые предприятия. Характеристика, экономическое и социальное значение их создания.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Данная тема является актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Целью данной работы является определение экономического и социального значения создания малых предприятий. Данная цель достигается путем решения следующих задач: 1. дать определении понятию малого бизнеса и привести основные особенности; 2. проанализировать московское предприятие малого бизнеса; 3. привести пути совершенствования предприятий малого бизнеса. Методологические основы работы – анализ был проведен на основе трудов отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам развития малого предпринимательства. Объектом исследования является предприятие малого бизнеса ООО «Байкал». Предметом исследования данной работы – является предприятия малого бизнеса, на примере города Москва. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены предприятиями различных организационно-правовых форм собственности, использующих инновационное проектирование в своей деятельности. В работе использовался анализ финансовой деятельности предприятия за 2005-2007 годы (факторный анализ прибыли, анализ рентабельности анализ экономического роста).
1. Значение малых предприятий для экономики страны МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации. В России в 2007 г. было примерно 3 млн малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, в США — около 23 млн. К малым предприятиям относят кроме производственных коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Малый бизнес в России дает примерно 12% ВВП, в США — 70%, в Японии— 78%. Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений. В малом бизнесе по официальным данным занято более 900 человек (4,63 % от численности трудоспособного населения). Наблюдается положительная динамика роста численности работников. Наибольший удельный вес занятых работников приходится на промышленность (69,4 %), затем идут строительство и торговля (по 10,5 %), сфера услуг ((8 %), сельское хозяйство (0,86 %), прочие (0,54 %). Реальное количество людей, занятых в малом бизнесе, очевидно, превышает официальные данные, т.к. некоторые предприниматели предпочитают занижать фонд заработной платы и среднесписочную численность работников своих предприятий. Можно полагать, что реально в малом бизнесе занято примерно 1,5 тыс. человек (10 % от численности трудоспособного населения района). Что касается преобладающих видов деятельности субъектов предпринимательства (частных предпринимателей и предприятий малого бизнеса района, то выясняется, что большинство частных предпринимателей (67.6 %) и малых предприятий (38,8 %) занимаются розничной торговлей, затем следует промышленность (14.9 % и 33 % соответственно). Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают. По состоянию на 1 октября 2007 года, по данным Мосгорстата, количество МП составило 214,5 тыс. единиц, что на 3,2% больше, чем по состоянию на конец 2006 года. Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. • Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. По состоянию на 01.10.2007, суммарная численность работников МП составляла 2,042 млн. человек, что на 0,3% больше чем по состоянию на конец 2006 года и на 35 тыс. человек (или 1,7%) больше, чем по состоянию на 01.10.2006 года Таким образом, количество занятых на МП Москвы работников составляет примерно 1/3 от общего количества занятых в экономике в столице. Для сравнения, по России работники МП составляют 1/8 от занятых в экономике по стране. Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения целей проводимых реформ - создания эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и построения оптимальной социальной структуры населения. Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году закончилась реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Благодаря программе совершенствовалась инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, консультационной, информационной и иных видах поддержки. Рис 1. Система поддержки малых предприятий Москвы
Для достижения более высокой конкурентоспособности малого бизнеса Москвы необходимо провести комплекс мероприятий по сертификации малых предприятий на соответствие требованиям ИСО, внедрению в их работу современных маркетинговых технологий и аутсорсинга, созданию условий для объединения малых предприятий в кластеры, вовлечение их в технико-внедренческие и научно-производственные зоны. Рис. 2. Основные проблемы малого бизнеса
2. Анализ малого предприятия, на примере ООО "Байкал"
За последние несколько лет, производитель мебели - мебельная фирма «Байкал» зарекомендовала себя как динамично развивающаяся компания, занимающаяся производством и реализацией мебели для спальни, мебель от производителя. В частности производством и продажей деревянных кроватей, прикроватных тумб, комодов, ортопедических оснований, а также ортопедических матрацев. Производите |