Заключение
За последние два-три года многие кредитные организации осознали привлекательность проведения факторинговых операций, в результате чего конкуренция на данном рынке существенно усилилась. Несколько десятков банков объявили о начале предоставления соответствующих услуг, однако в большинстве случаев дальше декларативных заявлений дело не пошло: во многих структурах факторинг не прижился. Тем не менее было создано несколько эффективно работающих компаний; целый ряд коммерческих банков также справился с задачей постановки факторингового бизнеса, выведя данный продукт на достойный уровень. Процессы усиления конкуренции положительно влияют на любой рынок: за последние годы не только увеличилось количество факторов - организаций, осуществляющих факторинговые операции, но и улучшилось качество предоставляемых услуг. Несколько отечественных банков было принято в международные факторинговые ассоциации, что, хотя и косвенно, свидетельствует о высоком уровне развития данной отрасли в России. Структура отечественного рынка факторинговых услуг все больше приближается к международным стандартам: ранжирование продуктов производится на основании выявленных потребностей разных категорий клиентов. Кроме того, наиболее прогрессивные компании и банки применяют так называемый комбинированный способ оказания факторинговых услуг, когда клиент сам выбирает необходимые ему операции (выплата финансирования под уступку дебиторской задолженности, управление дебиторской задолженностью, защита рисков, инкассация дебиторской задолженности, услуги кредитного бюро и др.). Это полностью соответствует общепризнанному определению1, согласно которому факторинговой считается услуга, содержащая не менее двух из четырех операций, а именно:
финансирование поставщика;
ведение учета по правам требования;
инкассацию дебиторской задолженности;
защиту от неплатежеспособности дебитора. Таким образом, на российском рынке факторинга заметно усилилась одна из важнейших положительных тенденций: участники рынка становятся все более клиентоориентированными, сосредотачивая свои усилия на привлечении и удовлетворении потребностей лишь определенных групп компаний - потенциальных клиентов.
На Западе в силу объективных причин, к которым прежде всего относятся большая развитость рынка, высокая конкуренция, а также широкая отраслевая востребованность факторинговых услуг, специализация компаний и банков, предлагающих факторинг, выражена гораздо явственнее. Например, в Великобритании помимо ранжирования клиентов по размеру их бизнеса (крупные, средние, мелкие и т. п.) возможна специализация на обслуживании компаний одной отрасли или даже ее сегмента с параллельным оказанием консалтинговых услуг. Подобный подход предполагает глубокое понимание бизнеса клиента, так как в большинстве случаев помимо традиционных факторинговых продуктов (в частности, услуг, входящих в комплекс так называемого "полного", или "коммерческого", факторинга, а именно: инкассации дебиторской задолженности, управления рисками, учета продаж, административного управления дебиторской задолженностью, работы с дебиторами и др.) клиентам предлагают широкий перечень консалтинговых услуг. На отечественном рынке факторинговых услуг ситуация несколько иная. Факторы редко предоставляют непрофильные консультационные услуги. Наиболее прогрессивные компании и банки оказывают своим клиентам юридическую поддержку в оформлении отношений с покупателями и другими контрагентами; участвуют в построении эффективной системы сбыта и налаживании отношений с покупателями; помогают систематизировать информационные потоки, связанные с продажами продукции клиента - в общем, полностью концентрируются на построении эффективной системы сбыта, что, безусловно, содействует росту бизнеса клиента. Не вызывает сомнений тот факт, что в своей деятельности российские факторы ориентируются на определенные группы компаний, однако в чистом виде отраслевая специализация встречается достаточно редко. На клиентов конкретной отрасли ориентируются главным образом банковские структуры или факторинговые компании, аффилированные с крупными финансово-промышленными группами, холдингами или монополиями. В настоящее время наиболее "продвинутые" факторы стремятся удовлетворять потребности определенной группы клиентов исходя из размера и особенностей их бизнеса: часть банков и компаний сосредотачивает усилия на обслуживании исключительно крупных российских или западных компаний, другие стараются удовлетворить запросы мелкого и среднего бизнеса.
Небольшие компании, недавно вышедшие на рынок и еще не успевшие аккумулировать достаточный объем активов, которые могут послужить залоговым обеспечением, как правило, гораздо сильнее заинтересованы в привлечении финансирования, нежели крупные предприятия. И, поскольку при факторинге кредитование осуществляется на беззалоговой основе в общепринятом понимании данного термина (обеспечением возврата выплаченных клиенту денежных средств является дебиторская задолженность), данный продукт как нельзя лучше отвечает потребностям малого бизнеса. Иными словами, небольшие предприятия интересует усеченный факторинг, представляющий собой кредитование под залог дебиторской задолженности. Следует отметить, что финансирование таких компаний сопряжено с достаточно высоким риском. Однако тем из них, которые все же смогли воспользоваться факторингом, удается достичь существенных успехов в развитии бизнеса. Оказанием факторинговых услуг малым предприятиям занимаются, как правило, небольшие коммерческие банки, недавно вышедшие на этот рынок. Крупные факторы предпочитают "солидных" клиентов - компании, соответствующие определенным требованиям к минимальному количеству дебиторов; объему и уровню диверсификации дебиторской задолженности, передаваемой на факторинговое обслуживание; отраслевой принадлежности (отсутствие повышенных рисков); репутации, сроку работы на рынке и т. д. Главной причиной нежелания крупных факторов работать с предприятиями малого бизнеса являются существенные временные затраты на подготовку данных клиентов к обслуживанию и детальное изучение всех аспектов их бизнеса, необходимое для правильной оценки рисков, связанных с предоставлением услуг. Расход времени и сил на работу с клиентами, ежемесячные обороты которых составляют, например, 100 тыс. и 10 млн долл., одинаков, а прибыль существенно различается. Справедливости ради следует отметить, что в портфеле некоторых крупных факторов есть продукты, ориентированные на небольшие компании.
Как правило, переговоры с фактором ведет финансовый директор (не относящиеся к разряду крупных компании с отдельной службой сбыта, руководитель которой уполномочен принимать решения по вопросу привлечения финансирования, - большая редкость). А между тем факторинг - это, как указывалось выше, продукт скорее коммерческий, нежели финансовый, и его основное назначение состоит в увеличении объема продаж клиента, а не в его кредитовании. Поэтому переговоры о факторинговом обслуживании должен вести не финансовый директор, а лицо, ответственное за сбыт продукции. Крупный бизнес заинтересован главным образом в качественном улучшении финансовых показателей и снижении издержек. Поэтому большим компаниям нужны индивидуальные факторинговые решения, связанные с оптимизацией структуры баланса и выведением на аутсорсинг части внутренних функций. Факторинг позволяет улучшать финансовую отчетность, трансформируя дебиторскую задолженность в деньги без увеличения кредиторской задолженности. Эти возможности могут быть эффективно использованы при подготовке компании к проведению IPO или при получении синдицированного кредита. Услуги такого уровня предоставляют преимущественно крупные специализированные компании или коммерческие банки, в которых факторинг является одним из приоритетных направлений. Таким образом, факторинг, являясь универсальным коммерческим продуктом, может быть использован самыми разными компаниями для решения именно тех задач, которые объективно возникают перед ними в процессе их деятельности, в зависимости от масштабов бизнеса, отраслевой принадлежности, обеспеченности собственными ресурсами, а также существующего потенциала увеличения продаж. Именно возможность комбинации услуг обеспечивает гибкость факторинга, его способность к быстрому реагированию на возникающие запросы различных типов клиентов. В этом и состоит "философия" данного продукта.
|