Заключение
Подводя итог, следует отметить, что механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требуют создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Принятый и введенный в действие Бюджетный кодекс РФ закрепил трехуровневую бюджетную систему Российской Федерации:
федеральный бюджет (бюджеты государственных внебюджетных фондов);
бюджеты субъектов Российской Федерации (бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов);
местные бюджеты.
Но, несмотря на многоуровневый характер и всю сложность решаемых в настоящее время задач, бюджетная система страны должна оставаться единым финансовым организмом, в рамках которого должны осуществляться согласованные процессы управления государственными финансами и обеспечиваться сбалансированное развитие как всех ее элементов, так и системы в целом.
Единство бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается наличием единой правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, применением санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, использованием регулирующих доходных источников, ведением бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и территорий.
На основе указанных параметров построения и функционирования бюджетной системы страны достигается необходимое единство в управлении государственными финансами Российской Федерации. Единство в управлении закономерно требует создания стройной системы финансового контроля, которая исходя из общих механизмов контроля и четкой иерархической структуры контрольных органов обеспечит законность и единообразие контроля за денежными средствами во всей бюджетной системе Российской Федерации и позволит сопоставить показатели эффективности и экономичности использования государственных финансовых ресурсов на разных ее уровнях.
Нормы действующего Бюджетного кодекса РФ, определяющие основы государственного и муниципального контроля, не справляются с этой задачей. Их слабость и противоречивость приводят к замкнутости контроля по уровням бюджетной системы Российской Федерации, к отсутствию развитых механизмов взаимодействия, координации и прямого контроля органов государственной власти вышестоящего уровня бюджетной системы РФ над нижестоящим.
Глава 26 БК РФ в основном определяет органы, ответственные за осуществление финансового контроля на соответствующем уровне бюджетной системы РФ. Отсутствие в Бюджетном кодексе и других федеральных законах основ контрольной деятельности, принципов организации специализированных органов финансового контроля создает для нижестоящих уровней бюджетной системы определенные трудности и одновременно условия для неограниченного правотворчества, которое уже сейчас приводит к развитию положений о финансовом контроле без учета целостности и правового единства бюджетной системы РФ.
Совершенствование правовых основ финансового (бюджетного) контроля и устранение многих существующих пробелов и противоречий бюджетного законодательства является одним из важных направлений в реформе всей системы управления государственными финансами Российской Федерации. В современных условиях экономического развития и децентрализации межбюджетных отношений лишь четкая и согласованная система финансового (бюджетного) контроля способна обеспечить эффективность управления многоуровневой системой государственных финансов и исключить разобщенность в финансовой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Список использованной литературы
1. Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета.-1993. -25 декабря.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая: Офиц. текст по состоянию на 1 ноября 2000г.-М.: Норма-Инфра-М,2000.-372с.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2006 г. N268-ФЗ) //Российская газета от 6 августа 1998 г. N 148-149.
4.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3823,
5.Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" //Российская газета.–2003.–31 мая.
6.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ З (в ред. от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета от 21 апреля 2005 г. N 82.
7.Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"// Российская газета.–2003.–23 августа.
8.Бетин О. И., Преображенский Б.Г. Механизмы государственного межбюджетного регулирования. Воронеж: Изд-во "Центр духовного возрождения Черноземного края", 2001. 208 с.
9.Бюджетный процесс в зарубежных государствах. М., 1996. С.9.
10.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 1999. С.47.
11.Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Дисс.: докт. юрид. наук в виде научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М., 1996. С.26-27.
12.Жданов А.А. Правовой режим внебюджетных фондов // Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н.Горбуновой. М., 2004. С.158-159.
13.Конюхова Т. В. О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2001. N 6. С.37-43.
14.Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: Федерализм, создающий рынок // Вопросы экономики. 2001. N 4. С.32-51.
15.Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998. - №3. – с.18-38.
16.Петров Ю. Бюджетно-налоговая реформа от фискального прессинга к необходимому оптимуму // Российский экономический журнал. 2005. N 11. С.8-9.
17.Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2001. - №11. – с.59-67.Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2001. - №1.- с.56-71.
18.Солянникова С. П. Проблемы совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации // Аналитический вестник. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2001. Вып.12. С.27-31.
19.Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1998. С.3.
20. Химичева Н.И. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов // Финансовое право: Учебник. М., 2001. С.257;
21.Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: Правовые вопросы. М., 1973. С.45-46; Кучерявенко Н.П. Теоретические проблемы правового регулирования налогов и сборов в Украине. Харьков, 1997. С.8.
|