Заключение
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогооблажения и совершенствования системы социальной защиты граждан.
В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:
- в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;
- в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.
- основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.
Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики России. При увеличении доходов богатых повышались цены на сырье и другие товары народного потребления.
Социальная ориентация экономики Российской Федерации требует экономического развития и создания равных стартовых возможностей всем членам общества. В сфере распределительных отношений государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.
Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимания предложения по усилению контроля за их целевым и рациональным использованием. Немаловажно совершенствование финансовых отношений федерального, регионального и местного уровня управления, следуя принципам сохранения целостности и самостоятельности отдельного региона.
Распределение доходов в России стало еще более неравномерным в связи с увеличением частных компаний. Неравномерность также зависит от квалификации работника. Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Вместе с тем, во избежание образования задолженности по социальным трансфертным платежам необходимо ввести их финансирование в виде одной из первоочередных задач в установлении нормативно-правовыми актами порядке.
Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.
Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В частности, в Брянской области проводятся активные меры по содействию занятости населения, сокращению задолженности по оплате труда и практикуется адресная социальная поддержка в соответствии со спецификой уровня жизни населения в соответствии со спецификой уровня жизни населения в данном регионе. Главными целями при перераспределении доходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности , поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики и др.
Список использованной литературы
1. Уровень жизни населения / Жеребин В.М., Романов А.Н., 2002 г.
2. Экономическая теория/ Сумцова Н.В., Орлова Л.Д., 2005 г.
3. Макроэкономика/ Гальперин В.М., Тарасевич Л.С., 2003 г., СПб ГУЭФ
4. Экономика/ Грязнова А.Г., Николаева И.П., Кадыков В.М.
5. Экономическая теория/ учебник для ВУЗов 3 издание/ Добрынин А.Н., Тарасевич Л.С., 2004 г.
6. Экономика./ Под редакцией Булатова А.С. – М. БЕК, 2006 г.
7. Кураков А.Л. Российская экономика: состояние и перспективы. 2006
8. Жильцов Е.С. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций.
9. Торлопов В. Основные модели социального государства/ Человек и труд – 2003 г.
10. Фишер С., Дорнбуш Р, Шмалезин Р. Экономик – М. Дело, 1993 г.
11. «Держи карман шире»/ Комсомольская правда – 2001 г., 12 января
12. Пономаренко Е. О бюджетной налоговой политике на 2001 г.( Анализ концепции)/ Экономист – 2000
13. Курс экономики./ Под редакцией Райзберга Б.А.
14. Российский статистический ежегодник./ Государственный комитет РФ по статистике – М, 2000
15. Экономическая теория./ Под редакцией Камаева В.Д. ВЛАДОС, 2005
16. Курс переходной экономики./ Под редакцией Абалкина А.И. – М: Финстатинформ, 2002 г.
КТЗ-I
Кривая Лоренца отражает:
А. Функциональное распределение доходов;
Б. Распределение доходов между потребителями;
В. Распределение доходов между факторами производства;
Г. Распределение доходов между семьями (отдельными лицами).
|