По данным социологических опросов, к 2001 году более 68 процентов россиян считало необходимым реформирование пенсионной системы. Главные причины недовольства ею - низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию. Ну, и еще обычные претензии к работе низовых органов пенсионного обеспечения.
Граждане хотели, чтобы в стране появилась новая пенсионная система без этих недостатков. Однако для того, чтобы такая система появилась и обеспечивала бы рост пенсий, она должна позволить разрешить несколько задач.
Первая из них - задача повышения доходов Пенсионного фонда, из которого производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. В первые годы реформы, как и до нее, источником этих доходов являлись сборы с фондов оплаты труда (их платят пока еще только работодатели) в размере 28 проц. от этих фондов. Но поскольку легальная часть доходов населения составляет пока только 35,8 проц. от общей их величины, это означает, что в доходы пенсионной системы поступает не 28, а чуть больше 11 проц. от общих доходов населения. Из этих средств и платятся пенсии тем, кто после достижения установленного законам возраста уже перестал работать. И после этого удивляются, что пенсии такие маленькие.
Поэтому первая задача пенсионной реформы - вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказываемого получения доходов.
Конечно же, понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из тени - из конвертов, страховых схем и т.п. Поэтому вторая задача пенсионной реформы - создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого нужно отказаться от нынешней системы учета пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.
При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережение их в банке или страховой компании. Сегодня условия для этого создаются тем, что рост заработной платы опережает по темпам рост любого другого источника доходов. А значит и регулярная индексация пенсий в связи с повышением средней заработной платы в стране с темпом 20-30 проц. в год позволит обеспечить рост пенсионных прав гражданина больше, чем вклад в банке.
Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав - в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т.д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиваться их изменения.
Новая пенсионная модель так же, как и старая основана на принципе солидарности поколений. На счетах граждан накапливаются прежде всего не собственно средства (если бы накапливались средства, то это действительно приводило бы к сокращению ресурсов расходной части бюджета ПФР и сокращению пенсий), а пенсионные обязательства государства перед гражданами. Иными словами, платежи за работающих поступают в ПФР и фиксируются на их лицевых счетах. Но деньги, как и раньше, направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. А поскольку денег поступает больше, и размер выплат больше, чем был раньше.
Перед началом реформы, в конце 2001 года средняя трудовая пенсия по старости составляла 1153 рубля. А за три года реформы, после индексации в августе 2004 года ее размер достиг 2195 рублей (причем, без учета перерасчета пенсии работающим пенсионерам в июле 2004 года). Минимальная пенсия в конце 2001 года составляла 660 рублей, в 2004 году - 1003 рубля. Максимальная пенсия в 2001 году превысила полторы тысячи рублей. Сегодня ее величина достигла 2384 рубля, а для пенсионеров-северян - 4478 рублей.
Правда, началом пенсионной реформы, когда повышение пенсий стало плановым и регулярным, каждая индексация начала сопровождаться повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг, транспортных и энерготарифов, ростом цен на лекарства и продукты питания. И хотя подчас это недовольство обращается к органам пенсионного обеспечения, проблема эта - не в компетенции пенсионной системы. Разрешить ее можно, лишь координировав социальную и экономическую политику государства. Только при этом условии политика увеличения доходов пенсионеров будет приводить к реальному росту уровня их жизни.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2006. – 48 с.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС.- 2007 – 128 с.
3. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости пенсионного фонда России // Вопросы экономики. - 2004. - N 7. - С. 106-122
4. Вигман С. Финансы, деньги, кредит в вопросах и ответах. М.:ТК Велби 2004. - 256с.
5. Вьюницкий В. И. Пенсионная реформа: взгляд сверху (Кадровое дело, № 4, 2004) – С.27.
6. Вьюницкий В.И.. Что даст реформа нынешним пенсионерам? (Беседа седьмая) "Пенсия", 2004. №5. –с.31.
7. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 2007. – 479 с.
8. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика – 2006. – 336 с.
9. Косырев Б.Новая пенсионная реформа в России Газета "Культура" №12 2001г. С. 3.
10. Михайлов А., Мудраков В. Всё, что Вы хотите знать о негосударственных пенсионных фондах. М.: Издательство «Гралия», 2005. — 132с.
11. Романовский М.В.и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Юрайт. 2006. – 621 с.
12. Хмыз О. Проблемы негосударственных пенсионных фондов // Вопросы экономики. - 2004. - N 7. - С. 123-131
|