Бюджетное планирование но многом предопределяет распределительные процессы в экономике. В частности, определяются масштабы и пропорции перераспределения чистого дохода предприятий различных форм собственности, секторов и отраслей экономики, оказывается воздействие на размеры их накоплений, доля подоходного налога в доходах населения, доля участия предприятий и населения в формировании поступлений в бюджет.
Одной из острых проблем финансовой политики и бюджетного планирования является определение пропорций федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в общем объеме доходов и расходов консолидированного бюджета.
Роль государственного бюджета прежде всего состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная, в том числе самого субъекта Российской Федерации; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема - к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа и пр.
Таким образом, поскольку в конечном счете псе подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.
Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ (ст. 14) к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);
2. Налоговый Кодекс РФ. части 1 и 2. Финансы.- М., 2005г.
3. Галицкая С. Деньги. Кредит. Финансы: Учебник. Издательство: "Эксмо". 2005г. C-294 (496c)
4. Зайнуллина Т.Г Бюджетная система РФ: 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. Издательство: "МарТ". 2006г. -176с.
5. Ковалев Т.М Финансы и кредит: Учебник. Издательство: "КНОРУС". 2007г. – 376с.
6. Ковалева Т.М.,Барулин С.В.Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие.2-е изд. Издательство: "КНОРУС". 2007г. – 208 с.
7. Лушина С.И., Слепова В.А.Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Издательство: "Экономистъ". 2006 г. – 763 с.
8. Парыгина В.А. Комментарий к Бюджетному Кодексу РФ (постатейный) Издательство: "Эксмо"2007 г. – 560с
9. Поляк Г.Б., Никитин А.М.Бюджетное право: Учеб. Пос. Издательство: "Юнити". 2006г. – 224 с.
10. Сенчагов В Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.-2-е изд. Издательство: "ТК Велби". 2005г. -720с.
|