Как уже говорилось ранее, рынок труда в современных условиях испытывает на себе заметное регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных законов (например, спроса и предложения, равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения продавец как бы «выводится» на время из текущей конъюнктуры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями признается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между рабочими как продавцами рабочей силы в борьбе за получение рабочего места — ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда, диктуемые предпринимателями.
Регулирование рынка труда предполагает воздействие, как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посреднически-вспомогательная роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последней и меняющимся требованиям рынка.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда.
Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.
В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные бюро занятости, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. В некоторых странах государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Наряду с государственными биржами труда существуют платные частные агентства по найму рабочей силы, имеющие различную спецификацию, а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодежных организациях.
19 апреля 1991 года N 1032-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 20.04.96 N 36-ФЗ,
от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 30.04.99 N 85-ФЗ, от 17.07.99 N 175-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 20.11.1999 N 195-ФЗ)
Федеральный закон Российской Федерации
от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Принят Государственной Думой 25 декабря 2002 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года
Официальные публикации:
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 2003, N 004
"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 2003, N 006
Дата первой публикации полного текста: 14/01/2003
Дата вступления в силу: 15/02/2003
1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032 - 1 "О занятости населения в Российской Федерации".
2. Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. N 5132 - 1.
1. Российский статистический ежегодник. 2005. Стат. Сб./Госкомстат России. М., 2005
2. Социально – экономическое положение России. 2005./ Госкомстат РФ М.,2005
3. Борисов Е.С. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2005
4. Бункина М.К. Макрокономика: учебное пособие. – М., Эльф К- Пресс, 2004,
5. Камаева В.Д. Экономическая теория - М.: Владос, 2002.
6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег:пер. с англ. – М.: Гелиос АРВ,2005.
7. Киреев А.П. Международная экономика: Учебное пособие в2ч. М.: Международные отношения,2003
8. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Пресс- сервис, 2005.
9. Лисовик Б.С. Труд и рынок. – СПб.: Изд-во Санкт – петербургского университета,2004.
10. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица.- М.: международные отношения, 2005.
11. Овчинникова В.Н., Загорулько М.М. основы экономической теории и практика рыночных реформ в России.- М., «Логос». 2004.
12. Соколенский В.Н. Государство и экономика. – М.: Изд. Финансовая академия при правительстве РФ, 2001.
13. Чепурин М.Н. Курс экономической теории.- Киров, «Коллектив авторов», 2006.
14. Щевырков Ю. А. Государственное регулирование экономики. М.: Экономист, 2003.
15. Центральный банк Российской Федерации. РОССИЯ. Экономическое и финансовое положение. Апрель 2006г. С-3.