Социальная политика — это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, социальной защите, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика позволяет реализовать основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и др.
Социальная политика ориентирована на человека и реализуется в сфере распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства. Однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить процесс производства, либо стимулировать его, выступая фактором повышения производительности труда. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это увеличивает свободу выбора в сфере распределения и открывает более широкие возможности для реализации социальной политики.
Социально ориентированная экономика - это особая форма хозяйствования, так направляемая и регулируемая государством, всем обществом, что конечные его цели подчиняются не интересам одних только собственников средств производства, владельцев предприятий, но также и других участников процесса, в том числе непосредственно производителей материальных благ.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием.
Социальная политика сегодняшней демократической России декларирует две основные задачи: во-первых, защитить от жесткого воздействия формирующегося рынка наиболее уязвимые слои населения; во-вторых, содействовать экономической активизации различных слоев населения и на этой основе способствовать освобождению государства от функции непосредственного "опекуна" своих граждан, преодолеть советское наследие государственного патернализма в социальной сфере.
Речь идет о создании рынка социальных услуг, где гражданин - активный равноправный субъект социальных отношений, а не объект "отеческой" заботы государства (как это было до недавнего времени). С таким подходом неразрывно связывается переход от преимущественно социальной поддержки, социального вспомоществования к преимущественно социальному страхованию населения с дифференциацией страховых выплат по различным критериям, но прежде всего в зависимости от страховых взносов гражданина или его работодателя.
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.).
3.Социально – экономическое положение России. 2005./ Госкомстат РФ М.,2005
4.Борисов Е.С. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2005
5.Бункина М.К. Макрокономика: учебное пособие. – М., Эльф К- Пресс, 2004,
6.Камаева В.Д. Экономическая теория - М.: Владос, 2002.
7.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег:пер. с англ. – М.: Гелиос АРВ,2005.
8.Киреев А.П. Международная экономика: Учебное пособие в2ч. М.: Международные отношения,2003
9.Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Пресс- сервис, 2005.
10. Лисовик Б.С. Труд и рынок. – СПб.: Изд-во Санкт – петербургского университета,2004.
11. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица.- М.: международные отношения, 2005.
12. Овчинникова В.Н., Загорулько М.М. основы экономической теории и практика рыночных реформ в России.- М., «Логос». 2004.
13. Соколенский В.Н. Государство и экономика. – М.: Изд. Финансовая академия при правительстве РФ, 2001.
14. Чепурин М.Н. Курс экономической теории.- Киров, «Коллектив авторов», 2006.
15. Щевырков Ю. А. Государственное регулирование экономики. М.: Экономист, 2003.
16. Центральный банк Российской Федерации. РОССИЯ. Экономическое и финансовое положение. Апрель 2006г. С-3.
17. Социально ориентированная рыночная экономика - выбор России. К.И.Микульский, член-корреспондент РАН Экономист, 2000г., № 1
18. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М.: Наука, 2006.
19. Конституционные основы социального государства (В.Г. Вишняков, "Журнал российского права", N 8, август 2004 г.)
20. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. / Е.Ш. Гонтмахер. М.: Гелиос АРВ, 2000. - 334 с.
21. Государственное регулирование рыночной экономики:Учеб./ Архангельский В.Н.,Бобков В.Н.,Буланов В.С.и др.;Под общ.ред.В.И. Кушлина,Н.А.Волгина.-М.:Экономика,2000.-735с.
22. Национальная экономика: Учеб.для вузов/Л.М.Бадалов,В.Л. Бешенковский,Т.В.Блинова и др.;Под общ.ред.В.А.Шульги.-М.:Изд-во Рос.экон.акад.,2002.-591с.
23. Экономическая теория – под ред. В.Д. Камаева – М, ВЛАДОС, 2002 – 640 с.
|