Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению в экономке. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет в конечном счете к росту прибылей.
Одновременно происходит санация фирменной структуры — в результате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются более сильными. С ликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка могут приспособиться только сильные динамичные предприятия.
В условиях международной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.
Ограничения суверенитета интегрирующихся государств могут наносить существенный ущерб целым отраслям производства этих стран.
1. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 208 с.
2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М., ЗАО Издательство «Экономика», 2002
3. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие/Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000.
4. Киреев А. Международная экономика. Ч.1. – М.: Международные отношения, 2004. с.33-44.
5. Киреев А.П. Международная экономика. - М., 1999.
6. Козбаненко В. А. Государственное управление. – М., 2005.
7. Кузнецов А. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО. // Российское экспертное обозрение. № 2, 2005. С. 14 – 15.
8. Ланцов С.А., Ачкасов В.А. Мировая политика и международные отношения. – С.-Пб.: Питер, 2005.
9. Максимова М. В XXI век - со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и международные отношения
10. Фомичев В.И. Международная торговля:Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 446 с.
11. Цыганков П.А. Международные отношения: теории, конфликты, организации. – М.: Альфа М, 2006.
12. Экономика внешних связей России. Учебник для предпринимателей. / Под ред. доц. А.С. Булатова. М.: Издат-во БЕК, 2005. – 794 с.
13. Яблукова Р.З. Международные экономические отношения в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2006
|