В заключении сделаем следующие выводы. Важным критерием распределения в рыночной экономике является распределение по потребностям для тех категорий населения, кто не обладает собственностью на факторы производства и не в состоянии полноценно трудиться (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды, безработные и др.).
Источником доходов наряду с трансфертами могут стать и доходы от личного подсобного хозяйства (преимущественно в натуральной форме).
Различают номинальный денежный доход, располагаемый денежный доход и реальный располагаемый доход.
Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.
Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).
Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов).
Персональное распределение национального дохода между индивидами связано с большим количеством объективных и субъективных факторов, делающих практически невозможным точную и справедливую оценку индивидуального вклада в общественное производство. А это в свою очередь обусловливает неравенство в рыночном распределении доходов.
Важным условием неравенства в доходах является неравное распределение собственности па факторы производства: чем большей собственностью обладают отдельные индивиды, тем большую долю национального дохода они присваивают. Снижение доли заработной платы в доходах в российской экономике сопровождается ее дифференциацией в зависимости от профессии, должности, отрасли, региона и предприятия, что подтверждает сделанный ранее вывод о слабой зависимости доходов от трудовых усилий и производительности труда в условиях становления рыночных отношений.
Социальная политика — это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, социальной защите, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика позволяет реализовать основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и др.
Социальная политика ориентирована на человека и реализуется в сфере распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства. Однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить процесс производства, либо стимулировать его, выступая фактором повышения производительности труда. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это увеличивает свободу выбора в сфере распределения и открывает более широкие возможности для реализации социальной политики.
Социальная политика ориентирована на определенные ценности и базируется на мировоззренческих установках различных партий и общественных групп относительно путей социально-экономического развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом постоянного поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества.
Успех преобразований в реальном секторе будет зависеть от поддержки команды реформаторов населением, от кредита доверия элит и простых людей. При проведении социальной политики нужно исходить из принципа адресности государственной социальной помощи, финансовых и административных ограничений при распределении помощи малоимущим и бедным. Развитие третьего сектора, гуманитарных и благотворительных организаций, обучающих центров, инфраструктуры поддержки малого бизнеса является важными элементами системы социальной защиты населения. Сложная демографическая ситуация в стране также остро ставит вопрос о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения.
Сегодняшняя система социального обеспечения крайне неэффективна. Она не имеет возможностей выполнить взятые на себя обязательства. Риски от нереформирования существующей системы гораздо выше, чем издержки начального этапа реформирования. Только комплексное выполнение мер позволит обеспечить достойный доход, усилить мотивацию для решения социальных вопросов его семьи, восстановит доверие граждан к органам государственной власти.
1. Абалкин Л.И. Избранные труды:В 4 т.-М.:Экономика.-(Труды Вольного экономического общества России). Т.4:В поисках новой стратегии.-2000.-799с.
3. Государственное регулирование рыночной экономики:Учеб./ Архангельский В.Н.,Бобков В.Н.,Буланов В.С.и др.;Под общ.ред.В.И. Кушлина,Н.А.Волгина.-М.:Экономика,2000.-735с.
4. Динамика доходов населения РФ - 2006 год. http://www.ruslife.ru/country/Folder_502/880.smx
5. Национальная экономика России:Потенциалы,комплексы, экономическая безопасность:Учеб./Под общ.ред.В.И.Лисова.-М.: Экономика,2005.-477с.
6. Национальная экономика: Учеб.для вузов/Л.М.Бадалов,В.Л. Бешенковский,Т.В.Блинова и др.;Под общ.ред.В.А.Шульги.-М.:Изд-во Рос.экон.акад.,2002.-591с.
7. Прогноз развития российской экономики на 2003-2004 годы. А.А. Френкель, А.А. Симонова// Вопросы статистики №7 – 2003г.
8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2007-2009 гг.
9. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность : геополитика, глобализация,самосохранение и развитие.-М.:Финстатинформ,2002.- 123с.-(Экономическая безопасность России;Кн.4)
10. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2007 год//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 18 (306), 2006.
11. Экономическая теория–под ред.В.Д.Камаева– М, ВЛАДОС,2007–640 с.
12. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения В.М. Жеребии, Н.А. Ермакова, В.Н.Земляиская // Вопросы статистики №9 – 2003г.
|