Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие выводы:
1. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
2. Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.
3. В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом.
4. Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
Проведенный анализ управления дебиторской задолженностью в «Филиал центральный «ООО Торговый дом ТАЛОСТО» показал следующие результаты:
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Задолженность перед поставщиками товаров составила на 2006г. 373,0 тыс. руб., что на 78 тыс. руб. ниже, чем на 2005г. Сумма задолженности перед поставщиками товаров в общей структуре кредиторской задолженности составляет 12,9 и 9,2 %%, о чем свидетельствуют показатели табл. 7
2. Задолженность за покупателями и заказчиками составила на 2006г. 186,0 тыс. руб., что на 55,0 тыс. руб. или 42 % выше чем на 2005г.
Такой большой рост дебиторской задолженности отрицательно характеризует состояние расчетов на предприятии, так как увеличение дебиторской задолженности свидетельствует о нерациональной расчетной дисциплине на предприятии.
3. В организации преобладает кредиторская задолженность, но темп ее роста ниже, чем прирост дебиторской задолженности. Причина этого в более высокой скорости обращения дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской. Как было рассмотрено выше, у организации нет долгосрочной дебиторской задолженности, что снижает риск невозврата средств.
4. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях за 2006г. снизилась на 8,1 что привело к увеличению срока оборота дебиторской задолженности на 5,4 дня.
Средний срок оборота кредиторской задолженности увеличился на 137,8 дней.
Таким образом, в 2006г. наблюдается снижение оборачиваемости расчетов на предприятии, что является отрицательным фактором.
5. По результатам анализа состава, структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности организации можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере осуществления платежно-расчетных отношений организации с его дебиторами и кредиторами нестабильна, что не обеспечивает финансовую устойчивость организации в полном объеме.
Динамика роста дебиторской задолженности свидетельствует о необходимости пристального внимания руководства к организации платежно-расчетных отношений.
Для улучшения организации расчетов с поставщиками и покупателями в «Филиал центральный «ООО Торговый дом ТАЛОСТО», рекомендуются следующие мероприятия:
- создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов с покупателями. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;
- необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования задолженности или срокам их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам которой указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам – сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех, с которыми должны устанавливаться особые отношения;
- постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание кредиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и может привести к неплатежеспособности предприятия;
- контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
- в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
- на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
Таким образом, вышеизложенные предложения будут способствовать совершенствованию организации расчетов и их учета, снижению дебиторской задолженности и укреплению финансового состояния «Филиал центральный «ООО Торговый дом ТАЛОСТО».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая: официальный текст по состоянию на 1 ноября 2000 г.- М.: НОРМА- ИНФРА-М, 2000.- 372 с.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая: официальный текст по состоянию на 1 января 2005 г.- Финансы.- М.: 2005 г.- 672 с.
3. Азрилиян А. Н., Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 248 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2005, - 1280 с.
4. Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. М. :Компания Спутник+, 2002. - 118 с.
5. Бланк И.А. Управление активами. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003.- 720 с.
6. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003.- 496с.
7. Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд. Урал. гос. университета, 2006. – 340 с.
8. Бочаров В.В. Финансовый анализ.: – СПб. Питер, 2007. – 240с.
9. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. - М.: ПРИОР-СТРИКС, 2000 - 315 с.
10. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2005. – 576 с.
11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2003. – 462 с.
12. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2003. – 424 с.
13. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 471 с.
14. Молотков Ю.И. Управление задолженностью: Методическое пособие. - Н-ск: Сиб.АГС. 2003.- 210 с.
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 687с.
16. Сай В.М. Формирование организационных структур управления., Научная монография. - М.: ВИНИТИ РАН, 2005.- 310 с.
17. Тупицын А.Л. Управление финансовой устойчивостью торгового предприятия // Новосибирск, 2004. – 100с.
18. Фирон Х. Е. , Линдерс М. Р. Управление дебиторской задолженностью.- СПб: Виктория плюс 2004 - 872 с.
19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.
|