Финансовые планы коммерческих организаций в зависимости от периода их действия принято делить на стратегические, перспективные, бизнес-планы, текущие (годовые) и оперативные.
Прогноз баланса — это прогноз состояния активов и пассивов коммерческой организации, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета.
Существует два основных пути оптимизации финансового состояния — оптимизация результатов деятельности (предприятие должно больше зарабатывать прибыли) и рациональное распоряжение результатами деятельности.
Следует выделить три основные составляющие, которые относятся к области управления результатами деятельности организации — это управление оборотными средствами (оборотным капиталом), управление инвестиционной политикой и управление структурой источников финансирования.
Бюджет доходов и расходов целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по организации) и «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции). Такое построение документа позволяет судить о рентабельности производства за определенный период и с его помощью можно провести анализ безубыточности.
В западной практике анализ безубыточности носит название «издержки — объем — прибыль».
Для увязки бюджета доходов и расходов с соответствующим прогнозом баланса анализируется изменение суммы оборотных активов в зависимости от увеличения (уменьшения) объемов продаж. Для этого оцениваются следующие статьи баланса: запасы сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции, дебиторская задолженность (счета к получению), авансы поставщикам, денежные средства, расходы будущих периодов.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2007 г. – 395 с.
3. Бартониш М., Р.Найт. Управление денежными потоками. [пер. с англ. Е.Бугаевой] – СПб.: Питер, 2004 – 240 с.
4. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 240 с.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. –М.: «Финансы и статистика», 2005.-412 с.
6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев, Эльга Ника-Центр, 2004 г. – 527 с.
7. Бюджетирование шаг за шагом/ Е.Добровольский [и др.] – Спб.: Питер, 2005. – 446 с.
8. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 366с.
9. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 509 с.
10. Букаяков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник. – М.: Инфра-М, 2005. – 312 с.
11. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - с.398
12. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательской-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – с.306
13. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях: [научно-практ. изд.] – М.: Финансы и статистика, 2005. - 268 с.
14. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие в 2 ч. Ч.1 Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2005. – 687с.
15. Коммерческое бюджетирование/ под ред. В.В.Бочарова – Спб.: Питер, 2005. – 378 с.
16. Лихачева В.Н. Финансовое планирование на предприятии. Учебное пособие. –М.: ООО «ТК Велби», 2006. – 264 с.
17. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. /Под ред. Г.Б.Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 526 с.
18. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400 с.
19. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. пособие для эконом. Вузов. – М.: ИНФРА-М, 2004. 536 с.
20. Финнерти Джозеф И. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 22
|