Закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:
- обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
- постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов».
К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей.
Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий».
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров.
Предложение (sapply - англ.) - это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене.
Равновесная рыночная цена - это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.
Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка, который позволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом.
Показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие 1% -ного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.
Поведение людей в сфере распределения собственных доходов приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно из индивидуальных кривых спроса потребителей складывает совокупный спрос по каждому из множества благ, сигнализируют производству и предложению о том, какое их количество требует на рынках. Разумеется, вряд ли найдется хоть один человек, который детально вычерчивал бы кривую своего спроса и субъективно индивидуального потребления. Однако экономическому поведению людей как потребителей свойственны свои закономерности, которые важны не столько для них, сколько для формирования объема производства, выпуска товаров на рынок.
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках. Именно в этом справедливо утверждение, что производство служит потребителю, а не наоборот, и что покупатель всегда прав. Потребительное поведение обусловлено доходами людей, которые распределяют их в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности покупаемых благ.
8. Лизогуб А.Н. Экономическая теория. М.: Приор – издат, 2004. – 144с.
|