Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.
Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налоги.
Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения Задач и функций государства и местного самоуправления. Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом.
Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.
В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность. Некоторые страны-должники прибегают к консолидации международной задолженности и к конверсии долгов в иностранную собственность на своей территории.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
2. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2006.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2007.
4. Бескровная В.А. Бюджетное регулирование субфедеральных финансовых потоков. - СПб.: Норма, 2006.
5. Болтинова О.В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах: Учебное пособие - М.: Профобразование, 2005.
6. Бункина М.К. Макроэкономика: Учеб./М.К.Бункина, А.М.Семенов, В.А.Семенов.-3-е изд.,перераб.и доп.-М.:ДИС,2003.-510с.
7. Герасимов В.М.Бюджетная система и учет в России: (Учеб.-метод. пособие) - М.: Мысль, 2005.
8. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского; - 3-е изд.- М.: Юрайт, 2006.
9. Вахрин П.И. Финансы,денежное обращение,кредит:Учеб.для вузов/П.И.Вахрин,А.С.Нешитой.-М.:Издат.-торг.корпорация "Дашков и К",2002.-656с.
10. Вахрин П.И. Финансы: учебник для вузов. – 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2007. – 532с.
11. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Даликов и Ко»,2003.
12. Кормишина Т.П. Государственное регулирование экономики – М.: Финстатинформ, 2006.
13. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъекте Российской Федерации. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005г.
14. Лушин С.И. Финансы. – М.: Изд-во Российской экономической академии, 2007
15. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций – М.: ИНФРА-М,2007.
16. Романовский М.В. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2007.
17. Сабанти Б.М. Финансы современной России: Учебное пособие - СПб.: Издательство СПб УЭФ., 2002. – 478с.
|