Заключение
Таким образом, мы установили связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Графически изменение совокупного предложения под воздействием роста цен изображается перемещением по кривой совокупного предложения вправо и вверх.
Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов: эффект богатства, процентной ставки, импортных закупок.
Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности. Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен, т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости. На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» - ресурсы исчерпаны.
Рассмотренные примеры в третьей главе иллюстрируют процесс адаптации экономики к изменениям в совокупном спросе и совокупном предложении, формирование нового уровня цен и нового равновесного объема производства (нового экономического равновесия). В этих процессах необходимо различать сами изменения в совокупном спросе и предложении и механизм адаптации экономики к новым условиям, механизм формирования нового равновесия.
Модель совокупного спроса и совокупного предложения объясняет механизм формирования уровня цен в экономике в целом, изменение этого уровня под воздействием различных факторов. Это механизм взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.
Закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:
- обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
- постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов».
К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей.
Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий».
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров.
1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. - М.: Издательство «ДИС», 2005. – 638 с.
2. Антипина В.И. Белоусова И.Э. Бубликова Р.В. Экономическая теорияч. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2007. – 576с.
3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие – М.: Изд-во ПРИОР, 2007. – 578с.
4. Гальперина Е.В. Макроэкономика. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.- 528 с.
5. Добрынин А.И. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2004. – 288с.
6. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2006. — 574 с.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 589с.
8. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Гуманитарно – издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 592с.
9. Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400с.
10. Лизогуб А.Н. Экономическая теория. М.: Приор – издат, 2004. – 144с.
11. Мочерный С. В., Некрасов В. Н., Овчинников В. Н., Секретарюк В. В. Экономическая теория М.: ПРИОР, 2007. – 567с.
12. Нуреев Р.М. Макроэкономика / Пер. с анг. М.: Изд-во МГУ, 2005г.- 637с.
13. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 2002 год. – 187с.
14. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 2005.
15. Учебник «Курс экономической теории», под общей редакцией проф. Чепурина М. Н. и проф. Киселёвой Е. А. Киров, «АСА», 2007.
Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение
Гальперина Е.В. Макроэкономика. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.- С.128
|