1. Баланс розничного товарооборота.
Анализ состояния баланса и планирование его основных частей
Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.
Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.
Определение розничного товарооборота по торговым предприятиям проводится с использованием метода выборочного наблюдения и охватывает крупные и средние предприятия розничной торговли и общественного питания, неторговые предприятия, имеющие на своем балансе предприятия торговли и общественного питания, независимо от формы собственности, малые предприятия, совместные предприятия, крупные и средние предприятия-производители, оптово-посреднические предприятия, осуществляющие продажу товаров населению.
Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации складывается из объема розничного товарооборота торговых предприятий и объема продажи товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Основными задачами розничного товарооборота являются:
- проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
- определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли;
- установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота;
- комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
- оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
- выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;
- разработка мер по устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Общая классификация розничного товарооборота по признакам представлена на рисунке.
Братин Л.И., Данько Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация, М.: Инфра-М, 2005 г., стр. 56.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебник/ Под ред. Соломатина А.Н. М.:ИНФРА-М, 2005 г., стр. 47.
|