Железнодорожный транспорт вносит существенные нарушения в окружающую среду: потребление топливных ресурсов, электроэнергии и воды, разнообразные выбросы твердых, жидких и газообразных веществ, нарушение природных ландшафтов (особенно это касается различных ремонтных служб, обслуживающих подвижной состав и железнодорожное полотно); шумовое загрязнение среды. Железные дороги требуют отвода довольно значительных площадей для своего размещения. К полотну железных дорог примыкают резервные защитные полосы шириной до 500 м; к ним нужно добавить площади вокзалов, станций, разъездов и пр.
Загрязнение среды железнодорожным транспортом больше всего ощущается там, где используются тепловозы. Их отработанные газы содержат большое количество токсичных веществ, угольной и рудной пыли, сажи и др.
При мойке составов в локомотивных и вагонных депо образуются значительные объемы стоков, содержащих нефтепродукты, щелочи, кислоты, тяжелые металлы и СПАВ, применяемые в моющих растворах. Железнодорожный транспорт ежегодно потребляет в нашей стране около 1 млрд м3 воды. В последние годы объем выбросов существенно сократился благодаря структурным изменениям локомотивного парка — замене паровозов и тепловозов электровозами. Введение оборотных циклов водопользования, прекращение расхода питьевой водопроводной воды для мойки вагонов позволит уменьшить расходы воды на транспорте. Создание новых типов вагонов, новых конструкций поездных туалетов — лишь некоторые меры по сокращению загрязнения железнодорожного полотна.
В зоне строительства железной дороги могут существовать ценные вещественные культурные ценности, ценности, связанные с культурой народа, исторические памятники, традиционные постройки и т.п. При отсутствии достаточно тщательного исследования не исключается опасность потери таких памятников во время проведения строительных работ. Если имеется опасение серьезного влияния на такие ценности, необходимо корректировать маршрут (место строительства) дороги или железной дороги. Если такие изменения маршрута не представляются возможными, следует предпринять меры для их охраны, включая изменение рабочей программы, увеличение бюджета и др.
Гарин В.М., Клёнова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 394 с.
Голубев Г.Н. Геоэкология. – М.: Аспект-Пресс, 2006.
Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: Академия, 2003.
Лукьянов П.Ю. Поправки на поверхностный эффект при расчете на ЭВМ переходных и установившихся процессов в ЛЭП, контактной сети и рельсовом полотне методом РИУ. Шестая научно-практическая конференция "Безопасность движения поездов" Стр.VI-57 – VI-59. Москва,2005
Куклев Ю.И. Физическая экология. – М.: Высшая школа, 2003.
Тамм И.Е. Основы теории электричества. М.: Наука, 1989.
ГОСТ 17.5.3.02-90 " Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог"
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
|