Исходя из целей и задач курсовой работы, в работе были рассмотрены понятие и классификация государственного долга, некоторые теоретические концепции, описывающие воздействие государственных заимствований на экономику, понятие и основные направления управления государственным долгом, показана актуальность долговой проблемы для России. Ввиду того, что основную часть государственного долга Российской Федерации составляет внешняя задолженность, изучена практика урегулирования внешнего долга Россией и зарубежными государствами.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо, мобилизуемые с помощью государственного кредита, средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2007.- 370с.
2. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Консультант Плюс
3. Приказ МФ РФ от 25.05.99 г. № 38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Консультант Плюс
5. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2007.- 210с.
6. Бушмин Е. B. Нестеров В. В. и др. Бюджет государства и информационные технологии: Учебник / Под ред. В. Н. Буш-мина. — М.: Перспектива, 2005.- 307 с.
7. Вавилов А.Д. Трофимов Г.С. Стабилизация и управление государственным долгом России. // Вопросы экономики. - 2004. - №12 - с.62-81.
8. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы и кредит: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2004.- 441 с.
9. Горбунова О. Я., Артемов Н. М., Жданов А. В. и др. Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О. Я. Горбуновой. — М.: Юристъ, 2005.- 374 с.
11. Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 2003.- 364 с.
12. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 2004 г., №2
13. Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика. // Вопросы экономики, 2006 г., №5
14. Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики, 2006 г., №1
15. Замков О.О. Бюджетный дефицит, государственный долг и экономический рост. // Вестник Московского университета. Экономика. - 2004. - №2 - с.4-13.
16. Кафиев Ю.Н. Рынок ГКО/ОФЗ в цифрах и размышлениях. // Рынок ценных бумаг. - 2004. - №17 - с.3-8.
17. Саркисянц А. Г., Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 2006 г., №2
18. Шуркалин А. Н. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес. – 2004. №6 – с. 19 - 23.
19. http://www.cbr.ru - сервер Центрального Банка РФ.
20. http://www.minfin.ru - сервер Министерства РФ
|