В курсовой работе было изучено современное состояние конкуренции ее виды, формы и ее роль в современном хозяйственно механизме. Hа основе анализа публикаций в специальных изданиях, журналах, информационных материалов, материалов конференций, рассмотрены сущность и структура типологии конкуренции в рыночном хозяйстве, выделена наиболее важная для них по содержанию информация, рассмотрены классификации конкуренции.
Несмотря на то, что движение от монополизированного рынка началось и до сих пор, продолжается без каких- либо существенных изменений состояния российского рынка. Несовершенство законодательной базы по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции.
При этом важно решить и другую задачу – полностью развить всю систему рынков. Так рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения систем государственного материально-технического снабжения. Необходимо также правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.
Таким образом, можно сказать, что жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.
Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.
Специфика проблемы конкуренции заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Поэтому, иногда нужно думать не за себя, а за те компании, с которыми вы сталкиваетесь. Развитие конкуренции в современных условиях предполагает сотрудничество.
Итак, в реальности конкуренция и сотрудничество «идут рука об руку» — именно это и называется «цивилизованный бизнес». Самоограничение становится результатом неагрессивного поведения и строится на основе логики. Соперники понимают, рационально осмысливают принципы сосуществования. Переговорный процесс становится постоянным и незаменимым инструментом установления желаемого баланса сил.
1. Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А.. 2006.-279 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие.-2 изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт-М, 2007.-384С.
3. Долгова И.В. Монополия и конкуренция /Долгова И.В., Швейко Н.В. //Финансы и кредит.-2003.-№3.-С.44-59.
4. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. - М.: МО, 2005.
5. Современный экономический словарь /Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.-3-е изд.-М.:ИНФРА-М.2002г.- С.186.
6. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономки: Учеб. пособ. /Под ред. О.Т. Лебедева .- 2 изд., доп.-СПб: ИД «МиМ», 2005.-224с.
7. Российская юридическая энциклопедия /Под. ред. А.Л. Сухарева.-М.-ИНФРА-М, 1999.-с.488
8. Горбашко Е. А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции - СПб.: СПбУЭФ,2006.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2005.
10. Фатхутдинов Р. А. Менеджмент конкурентоспособности - М.,2001.
11. Хомченко А. Г. Рыночная конкуренция - М., 1994.
12. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М., 2003.
Формы конкуренции и их краткая характеристика
|
Количество и размер |
Характер продукции |
Условия выхода и входа |
Доступность информации |
1. Совершенная конкуренция |
Множество мелких фирм |
Однородная |
Никаких затруднений |
Равный доступ |
2. Монополистическая конкуренция |
Множество мелких фирм |
Разнородная |
Никаких затруднений |
Некоторые затруднения |
3. Олигополия |
Число невелико |
Разнородная или однородная |
Возможны отдельные препятствия |
Некоторые ограничения |
4. Монополия |
Одна фирма |
Уникальная |
Непреодолимые барьеры |
Некоторые ограничения |
|